Владимир Кузнецов
Угольное топливо используется человечеством с древнейших времен. Его исключительная горючесть и большая теплоотдача стали для людей настоящим спасением в холодные периоды. В топливно-энергетическом комплексе уголь стоит в первой тройке ископаемого органического сырья наряду с нефтью и природным газом, причем занимает ведущее место по причине своего широкого распространения в природе. Кроме того, мировые запасы его огромны, их хватит для нужд отопления и промышленности на несколько столетий.
По оценкам геологов, угольных запасов на планете может быть и больше, поскольку не во всех частях света проводятся геолого-поисковые работы на предмет наличия угольных пластов. Разработка таких месторождений актуальна и сейчас, так как приносит ощутимый доход государствам, которые занимаются добычей и реализацией твердого топлива.
«В Узбекистане планируется нарастить добычу угля на 22 процента, с учетом потребностей населения, социальной сферы и отраслей промышленности, — такое поручение дал горнякам страны президент Шавкат Мирзиеев. — Кроме того, имеется задача обеспечить предпринимателей качественным и дешевым каолином, который используется для производства фарфора и фаянса, в бумажной промышленности, медицине и косметологии».
Акционерное общество «Узбекуголь» — крупнейшее в Узбекистане угледобывающее предприятие, ответственное за рациональное и комплексное использование добываемых полезных ископаемых, ведение горных работ, осуществление ведомственного контроля за правильностью и полнотой отработки месторождений. В свою очередь, Ангрен — важнейшая топливно-энергетическая база страны. Характерная особенность местного угольного месторождения состоит в том, что здесь бурый уголь добывается как открытым, так и подземным способом.
В списке промышленных предприятий, непосредственно занимающихся добычей и отгрузкой угля-лигнита, несомненно, ведущее место занимает разрез «Ангренский». Спрос на твердотопливное сырье увеличился в полтора раза, и в этом году в целях увеличения мощности производства АО «Узбек-уголь» планирует выйти по добыче твердого топлива на отметку в 6,5 млн т. Для сравнения приведу некоторые показатели: в 2019 году было добыто 3 807,6 тыс. т, в 2020-м — 3 869,4 тыс. т, в 2021-м — 4 781, 2 тыс. т, в 2022-м — 5 073,9 тыс. т, в 2023-м — уже 5 828,9 тыс. т угля. Отгрузка его потребителям в истекшем году составила по факту 5 398,3 тыс. т, при утвержденном оперативном плане в 5 257,5 тыс. т.
Бурый уголь, или лигнит, — горючее полезное ископаемое второй стадии углефикации, образовавшееся напрямую из торфа. Лигнин, давший научное название самому «молодому» виду угля, — сложный полимер, который сделал стебли древних растений тверже, превратив их в глубинах земли в горючий камень. Уголь «Б» — бурый — является одновременно и видом, и маркой. Его цвет варьируется от светло-бурого до насыщенно-черного. Цвет угля, добываемого на Ангренском буроугольном месторождении, — матово-черный. Структура древесно-волокнистая, рыхлая, содержит много влаги, поэтому подсохший лигнит легко крошится от ударов при транспортировке. Используется для отопления частных домов, хозяйственных построек, промышленных объектов. На таком угле работают две региональные теплоэлектроцентрали — Ангренская и Ново-Ангренская ТЭС.
Как правило, бурый уголь залегает неглубоко, поэтому его можно добывать в карьерах открытым способом. А вообще процесс разработки буроугольных залежей ведется в зависимости от рельефа местности и глубины залегания. Запасов ангренских углей, по подсчетам специалистов, хватит на 300 лет. Их переоценка была проведена Государственной комиссией по запасам Республики Узбекистан.
Но местное угольное месторождение характеризуется сложными геологическими условиями, и добывать твердое топливо здесь нелегко: перед процессом добычи нужно снять большой объем вскрышных пород, прежде чем добраться до пласта.
Ангренский буроугольный бассейн расположен в сейсмически активной зоне Чаткало-Кураминского горного узла, где подвижки земной коры не являются редкостью. Заниматься селективной выемкой угля сложно, так как он залегает в земле не в чистом виде, а перемежаясь с каолином, песчаником, известняком, галечником и другими полезными ископаемыми.
Планы разработки твердого топлива на угольных месторождениях
Рассматриваются планы разработки твердого топлива на перспективном участке близ поселка Нишбаш в Кураминских горах. Разведанные запасы бурого угля здесь значительны: 156 млн т, но глубина залегания тоже значительна — от 160 до 450 м. Эти угольные запасы впоследствии могут послужить горнякам для добычи шахтным способом или производства промышленного газа посредством подземного пиролиза.
Филиал ДУШС — «Добыча угля шахтным способом» — второе важнейшее угледобывающее предприятие в структуре АО «Узбекуголь». Шахта № 9 (таково ее прежнее название) — единственное действующее предприятие по подземной добыче бурого угля в Ангренском регионе. Остальные шахты в Кураминских горах были закрыты как нерентабельные, и только шахта № 9, ныне филиал ДУШС, по-прежнему продолжает давать уголь на-гора. Старая шахта успешно пережила своих предшественниц, и горняки верят в ее производственные возможности. Еще в 2021 году группа специалистов шахты приняла участие в разработке проекта по восстановлению и дальнейшему пуску в эксплуатацию добычного участка № 6, производственная деятельность которого была приостановлена более десятилетия назад.
Участок перспективный, потому как в его недрах сокрыто настоящее сокровище — более 50 тыс. т угля! В настоящее время подошли к своему завершению работы по монтажу секций подземного ленточного конвейера. На участке еще немало дел, связанных с проходкой и расчисткой внутришахтных коммуникаций.
Надеемся, что в 2024 году добычной участок № 6 после долгого периода простоя выдаст первую партию «черного золота». Добываемый на шахте уголь отличного качества, это практически чистый, без минеральных примесей, лигнит. Он хорошо горит и в бытовых, и в производственных печах.
Перевозка твердого топлива АО Узбекуголь
Перевозка твердого топлива — ключевая задача для транспортников АО «Узбекуголь»: автомобилистов и железнодорожников. Фундамент филиала «Автомобильно-технологический транспорт», входящего в структуру компании, составляют три автобазы. Первая и самая главная представляет собой базу «БелАЗа», здесь находится весь цвет тяжелой горной техники на колесном ходу: промышленные самосвалы-большегрузы белорусского производства. Это база самого габаритного колесного транспорта. Вдали, на уступах разреза, его представители кажутся до смешного маленькими, но стоит подойти поближе и почувствовать масштаб личности этих карьерных гигантов, как вся иллюзия испаряется в одночасье.
Парк автобазы № 1 пополнили новейшие самосвалы «Коматцу» японского производства грузоподъемностью 90 т в количестве 10 единиц, ожидается поступление еще 22 единиц, всего же в течение года в распоряжение горняков поступят
44 карьерных автосамосвала. Первая десятка этих машин уже прошла капитальную сборку, и испытания их рабочих качеств уже не за горами. По словам специалистов филиала и оказывающих им помощь представителей поставщиков, на сборку каждой «умной» единицы «Коматцу» уходит 5–7 дней. На предприятие самосвалы прибывают по железной дороге в разобранном виде, после чего их подвергают монтажу: занимаются сваркой кузовов, установкой узлов, двигателей, рулевой, колесной и прочих систем. А «умной» такую машину назвали неспроста: функциональные особенности, в первую очередь система управления, коробка передач и т. д., в ней отлажены иначе. В связи с этим преподаватели и мастера учебного центра АО «Узбекуголь» в срочном порядке взялись за переобучение сотни водителей, прежде работавших на самосвалах «БелАЗ».
Две другие автобазы обеспечивают предприятия угольной отрасли грузовым автомобильным транспортом меньшей грузоподъемности, тракторно-бульдозерным парком, автобусами и легковым пассажирским транспортом. Автобаза № 2 получила два новых шестикубовых автопогрузчика, ожидается поступление третьего, технический парк автобазы пополнили шесть мощных импортных бульдозеров на гусеничном ходу, три единицы дорожно-ремонтной техники — автогрейдеры и два топливозаправщика-бензовоза. Что касается автобазы № 3, которая представляет собой гараж легкового и хозяйственного транспорта, то ее коллектив также стал обладателем автомобилей-внедорожников: двух новых камазовских вахтовок, трех «УАЗов», и еще ожидается поступление междугородного автобуса, рассчитанного на 45 посадочных мест.
Обновление технического парка налицо! Мы рады поступлению на предприятие новой техники, с использованием которой темпы производственной деятельности обязательно вырастут.
Покупатель нашего, ангренского, угля должен быть уверен в том, что приобретаемый им товар — заявленного качества, а поставщик обязан это качество подтвердить. В настоящее время растет спрос на низкозольный продукт. Специалисты испытательной лаборатории АО «Узбекуголь» эту задачу решают своими силами: проводят отбор и дробление аналитических проб, фракционный анализ, разделяют по плотности, проверяют теплотворность, рассчитывают показатели эффективности. Задача эта — определение основных показателей качества: влажности, зольности, выхода летучих веществ, удельной теплоты сгорания, содержания серы и т. д.
Ведь любой уголь должен гореть и давать тепло, выделяя при этом как можно меньше дыма и копоти. Испытательная лаборатория АО «Узбекуголь» — своего рода уникальный в Узбекистане объект химического направления, где, кроме местных, проводились анализы твердого топлива и продуктов его переработки, поступавших с каменноугольных месторождений Шаргунь и Байсун.
Согласно подсчетам, мировые запасы нефти и газа подойдут к концу лет через тридцать-пятьдесят. Солнце, вода и ветер не дают больших производственных мощностей. Возможно, за углем, подарком матушки-Земли, — будущее. Его на нашей планете так много, что, по некоторым оценкам, мировых угольных запасов хватит на 500–700 лет, и это при том, что ведется их активная разработка. Да, вредные выбросы в атмосферу от сжигания угля значительны, да, по его вине развивается парниковый эффект, отчего поверхность планеты медленно нагревается. Но, уверен, уголь будет служить человечеству еще не одно столетие, потому что это самый доступный и мощный источник энергии.