Сюзёвская россыпь — новая веха в истории добычи алмазов на Урале

Беседовала Анна Кислицына

В течение пяти лет специалисты ООО «Алмайнинг», дочернего предприятия АО «Нью Граунд», осуществляли поиск новых месторождений алмазов в Пермском крае. Усилия увенчались успехом: в ходе работ была обнаружена Сюзёвская россыпь, объект, на сегодняшний день не имеющий аналогов в России. О главных итогах исследований, особенностях технологии вскрытия и опробования и планах отработки месторождения нашему журналу рассказал главный геолог ООО «Алмайнинг» Виталий Чуйко.

almining-01-678x416
Виталий Чуйко, главный геолог ООО «Алмайнинг»
— Виталий Анатольевич, как было принято решение начать поиски в Пермском крае?

— Главной целью нашей компании с момента создания в 2015 году стало открытие новых россыпных месторождений алмазов. В нашу команду вошли специалисты, имеющие опыт работы в «Уралалмазе» (единственное предприятие, добывавшее алмазы в Пермском крае с 1946 по 2013 год), а также на алмазных месторождениях Африканского континента.

Решение о начале работ было принято нашим основным акционером и инвестором, АО «Нью Граунд», после ознакомления с подготовленными мной материалами по перспективному объекту. Руководителем проекта стал один из учредителей АО «Нью Граунд». Лицензию на право пользования недрами участка «Глубокий» мы получили в конце 2017 года.

almining-02-678x319
— Как вам удалось выявить нужный участок? Каких результатов вы ожидали в самом начале пути?

— Конечно, любой, кто начинает какое-то дело, рассчитывает на успех, и мы не исключение. Наши ожидания были основаны на критическом анализе ранее выполненных работ, опыте геологов, инженерном и финансовом потенциале нашей головной компании, АО «Нью Граунд». И, конечно, удача в нашем деле никогда не бывает лишней! До начала работ мы надеялись выявить в пределах лицензионного участка месторождение алмазов со значительными запасами и высокими качественными характеристиками алмазов.

Что касается способа определения нужного участка, как и принято у наших коллег-геологов, перед началом поисковых работ мы создали геологическую модель поискового объекта. В данной модели учитывается максимально полный объем информации, которая известна в текущее время об объекте. Еще один важнейший этап — разработка поисковых критериев и признаков в рамках принятой геологической модели. Они могут быть качественными характеристиками, а могут иметь и количественное выражение. Чем конкретнее и точнее будут формулировки по каждому поисковому критерию, тем больше шансов на конечный успех. Это как рецепт кока-колы — состав примерно известен, но конкретная рецептура остается в секрете. В геологии примерно то же самое.

almining-03-678x445
— Какие цифровые инструменты были использованы вами при проведении работ? Сыграли ли они свою роль в вашем успехе?

— Безусловно, современные технологии сильно помогают геологам в работе. Сегодня, пожалуй, у каждого полевого геолога есть GPS/ГЛОНАСС-навигатор для ориентирования на местности, привязки мест отбора проб. Получаемая геологическая информация обрабатывается в системах ГИС с получением карт, схем, разрезов и пр. документации.

Мы также активно пользуемся возможностями современных цифровых технологий. Интернет также является мощным ресурсом, используемым при ведении поисковых работ. Например, мы активно используем данные дистанционного зондирования: цифровые модели местности SRTM и ASTER GDEM, космические снимки ресурсов «Яндекс.Карты», Esri Imagery, GoogleEarth. Но главное все равно происходит на земле. Без работы «в поле» месторождение не обнаружить. Только при непосредственном, живом «общении» геолога с изучаемым объектом и происходят открытия.

Геолог должен постоянно анализировать поступающую информацию с целью определения оптимального направления поисковых работ, а также внесения необходимых корректировок. Цифровые технологии помогают это делать, но даже в наш цифровой век ведущая роль остается за человеком — это знания, профессиональный опыт, интуиция геолога.

— В ходе работ вам пришлось прибегнуть к новой технологии вскрытия глубокозалегающих россыпей. Чем была обусловлена такая необходимость?

— Да, в процессе изучения лицензионного участка у нас возникла потребность в разработке новой технологии вскрытия и опробования, которую можно было бы применить на глубокозалегающей (50–60 метров) россыпи алмазов. До настоящего времени вскрытие и опробование алмазоносных россыпей велось при ручной проходке шахто-шурфов. Но в наших условиях этот метод не позволял решить поставленную геологическую задачу.

Разработка новой технологии была выполнена специалистами ООО «Алмайнинг» и АО «Нью Граунд», и именно большой опыт АО «Нью Граунд» в работе по строительству подземных объектов и коммуникаций позволил решить поставленные задачи на высокопрофессиональном уровне. Мы адаптировали оборудование, используемое в строительной отрасли, под решение конкретной геологической задачи.

Основа технологии — использование при проходке шурфов грейферного экскаватора. Ее главные преимущества — высокая производительность, возможность работы на больших глубинах, безопасность, постоянное сечение выработки от устья до забоя и ряд других. Без использования такой технологии мы бы не смогли выявить месторождение алмазов в пределах участка. Могу смело сказать, что на сегодняшний день для крупнообъемного опробования на глубинах более 25–30 метров у нее нет альтернативы.

Мы впервые в мире разработали и применили данную технологию ведения работ. Результаты применения проходки грейферных шурфов высоко оценили многие специалисты, побывавшие на нашем участке горных работ.

— Каким образом в технологии обеспечивается исключение потерь алмазов?

— В россыпях Урала вопрос исключения потерь алмазов имеет особое значение в силу того, что алмазы у нас крупные, а содержания достаточно низкие. Поэтому даже в большой пробе (30–40 м3) зачастую присутствуют всего 1–2 алмаза. В таких условиях потеря даже одного кристалла критична и может привести к неправильной оценке пробы, а системные потери могут привести даже к пропуску месторождения. Поэтому нами были предприняты меры, направленные на исключение риска потери алмазов на всем пути, от шурфа и до кассы предприятия.

Прежде всего весь материал отбираемой пробы складируется в мягкие контейнеры (МКР). При этом ведется учет количества МКР и мест складирования по каждой пробе. Для обогащения проб используется современная установка на основе модуля тяжелосредной сепарации, которая обеспечивает извлечение на уровне не менее 95 % алмазов. При доводке концентрата и извлечении алмазов также есть ряд определенных тонкостей, которые позволяют достичь нужного результата.

— Когда планируется завершение оконтуривания месторождения?

— В ноябре 2022 года подошел к концу важный этап для любой юниорной компании — протоколом № 7139 от 18.11.2022 ГКЗ Роснедра были утверждены ТЭО временных разведочных кондиций и запасы Сюзёвского месторождения россыпных алмазов на участке р. л. 107-116. Запасы были подсчитаны по результатам работ на 01.06.2022.

При этом работы по оконтуриванию запасов россыпи шли и во II полугодии 2022 года и продолжаются сейчас. По нашим оценкам, можно рассчитывать на увеличение запасов месторождения на 40–50 %. Окончательный отчет по результатам оценочных работ мы планируем представить в III квартале 2023 года.

— Какой объем запасов был поставлен на баланс? Сколько времени займет отработка запасов?

— Протоколом ГКЗ Роснедра утверждены балансовые запасы в количестве 4 910 тыс. м3 «песков» и 430,5 тыс. карат алмазов при среднем содержании 0,09 карат/м3. Расчетный срок отработки этих запасов — 10–11 лет. С учетом ожидаемого в 2023 году прироста запасов общий срок освоения месторождения составит 15–16 лет.

— Вы будете вести добычу самостоятельно?

— Да, мы планируем вести отработку месторождения своими силами. Но в то же время мы открыты к диалогу с заинтересованными в партнерстве компаниями.

— Какие шаги по развитию проекта запланированы на этот год?

— На начало 2023 года ООО «Алмайнинг» является пользователем недр по четырем лицензиям на поиски и оценку алмазных месторождений. Наши объекты находятся в Александровском и Красновишерском районах Пермского края. Основным, безусловно, является продолжение работ по приросту запасов Сюзёвского месторождения. Для этого в зимний период ведутся работы по отбору проб, которые будут обогащены весной-летом 2023 года.

На остальных трех участках подготовлены проекты на проведение поисковых работ, выполнена государственная экспертиза проектной документации. В 2023 году мы планируем получить необходимые разрешительные документы на пользование лесными и земельными ресурсами и начать полевые работы.

Хочу отметить, что фонд легко открываемых месторождений практически исчерпан — это общемировая тенденция. В то же время разработка и применение новых современных технологий ведения работ позволяет открывать новые месторождения даже в пределах такого старого и, казалось бы, хорошо изученного горнорудного района, как Урал.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку