Одной из движущих сил непрерывного процесса развития предприятий, как известно, являются информационные технологии. Развивающееся предприятие адаптируется к изменениям глобальных информационных потоков путём регулирования своих внешних и внутренних информационных связей. Информационные технологии рассматриваются как один из важных факторов развития, необходимых для перехода на передовые механизмы управления бизнес-процессами. Их цель — эффективная организация деятельности группы компаний.
В статье кратко представлены описание и статус развития нескольких информационно-аналитических систем. Одно из таких решений — ERP-система, которая позволит контролировать, планировать финансы, закупки, производство, торговлю, логистику и другие бизнес-процессы холдинга.
На текущем этапе внедрения MS Dynamics 365 реализовано 17 модулей по направлению «Финансы, снабжение и сбыт», проводятся тестирование и приёмка более тысячи модификаций и отчётов. С начала 2021 года согласно программе тиражирования запущены в промышленную эксплуатацию модули ERP-системы в компаниях группы: ТОО «Kazakhmys Holding», ТОО «Kazakhmys Coal», ТОО «Kazakhmys Energy», ТОО «ГРЭС «Топар», ТОО «Kazakhmys Distribution», ТОО «Kazakhmys Maintenance Services», ТОО «Kazakhmys Barlau», ТОО «Данк», ТОО «FZE».
Произведена интеграция с модулем Oracle HR, ИС ЭСФ, Системой электронных торгов (собственная разработка корпорации), курсов валют с сайта Нацио-нального банка РК. Второй линией технической поддержки решено и закрыто порядка 20 тыс. запросов, постоянно тестируются модули системы, проводится перенос в промышленную среду необходимых релизов ERP. Для организации эффективной работы и снижения рисков разработана программа стабилизации, в которой расписаны решения текущих задач, дорожная карта с детальным последовательным планом.
Важным этапом успешной интеграции ERP в бизнес-процессы холдинга и введения в эксплуатацию модулей является постоянное обучение бизнес-пользователей, поэтому команда IT-службы разработала программу обучения, а при необходимости специалисты выезжают к заказчикам и подробно объясняют возможности системы.
Для решения вопросов на постоянной основе проводится работа по стабилизации системы, выявляются ошибки и другие проблемы, возникающие уже с эксплуатацией ERP. Приобретённый опыт позволяет команде внедрения эффективно решать поставленные задачи и возникающие запросы бизнес-пользователей. Каждый этап развития позволит в дальнейшем поддерживать функциональность ERP-решения при управлении, планировании и контроле. Система поддерживает процессы контроля, планирования запасов, закупок, сбыта, финансов и взаимоотношений с поставщиками.
Первым этапом и результатом работ является предоставление возможности разместить все функции учета и формирования отчётности в единой информационно-аналитической системе, с которой напрямую работают все участники бизнес-процессов: бухгалтеры, экономисты, финансисты, специалисты торгового дома и т. д. Дальнейшие планы — развитие и интеграция модулей «Производство» и «Управление активами и ТОИР». Производственное планирование будет осуществляться в системе ERP, как и расчёт данных для годового плана. Бюджетирование будет осуществляться в EPM-системе (системе бюджетирования).
Создание единого цифрового ядра — одно из приоритетных направлений IT-службы, уже сейчас работает портал производственных показателей. На сегодняшний день в корпорации инициируются и внедряются проекты, направленные на обеспечение промышленной безопасности и безопасности охраны труда для создания комфортных условий работников на местах.
Серьёзным аспектом в вопросах промышленной безопасности является своевременное и качественное обеспечение всех уровней управления информацией о происходящих авариях, инцидентах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, микротравмах, выполненных проверках.
В «Казахмысе» внедряется информационно-аналитическая система безопасности на рабочих местах. Она включает в себя следующие подсистемы.
Электронная выдача нарядов-заданий позволяет подготовить автоматизированное оформление нарядов-допусков и ведение журналов в электронной форме, организовать лёгкий доступ к единой базе данных всех документов и отчётов с учётом автоматического формирования отчётов и предоставления аналитики. Это позволит минимизировать риски при подготовке и выполнении работ повышенной опасности, в то же время исключить ошибки, возникающие при оформлении нарядов-допусков, что в целом приведёт к сокращению общего времени подготовки к производству работ. А работа в едином информационном поле и оперативный обмен информацией обеспечат сокращение времени на оформление допуска персонала к работе и предоставят оперативный доступ к необходимой информации по текущим или уже завершённым работам.
«Барометр безопасности» обеспечит автоматический сбор информации и предоставит отчётность по количеству, типу, сферам нарушений. Важный компонент — это автоматизация графика проведения работ по каждому специалисту с уведомлением при просрочке предоставления отчётов, так как при автоматизированной фиксации нарушений будет автоматически производиться рассылка на почту исполнителя о несоответствии рабочего места на производстве с целью быстрого устранения нарушений.
Система учёта предупредительных талонов безопасности позволит организовать получение оперативной информации о работе с нарушителями. В системе предусмотрены функционал сбора, консолидация информации по каждому нарушителю и анализ проводимой работы, а также эффективности применяемых мер к нарушителям.
В электронном виде организована работа по своевременному возврату/выдаче предупредительных талонов, все данные собираются в единую базу по нарушителям.
Внедрение подобных систем позволяет решить множество задач, связанных с работой персонала, расположением и занятостью оборудования, его поиском, равномерным распределением рабочей нагрузки на персонал, что помогает существенно повысить эффективность работы предприятия.
Система электронного документооборота
На сегодняшний день в компании внедрена и успешно эксплуатируется система электронного документооборота, в рамках которой также осуществляется учётная политика, внедрено рабочее место специалиста по методу Workflow, или система, позволяющая мониторить процесс работы сотрудника. Встроена система учёта KPI. Все блоки реализованы в мобильном приложении, что позволяет иметь доступ к системе из любой точки мира. Остальные направления будут базой для развития цифровизации на предприятиях компании, которые помогут решить задачи по безопасности и охране труда, консолидации технологических данных, организации единой системы дэшбордов и т. д.
В ближайшее время планируется реализация проекта «Электронное удостоверение работника ТОО «Корпорация «Казахмыс», обеспечивающего доступом работника к необходимой информации с возможностью своевременного реагирования и решения возникающих вопросов в ходе производственной деятельности. Он состоит из следующих блоков.
Электронный личный кабинет работника, который будет включать данные о сотруднике, график запланированного и пройдённое обучение, пути развития и подготовки кадрового резерва, исполнение KPI, информацию по приказам, возможность заказывать для получения справки, различные функции, включая получение расчётного листа и информации по социальным вопросам.
В рамках кабинета будет отдельный раздел «Безопасность и охрана труда», в нем предусмотрены вышеописанные блоки («Электронные наряды-задания», «Барометр безопасности», «Предупредительные талоны»).
В разделе «Средства индивидуальной защиты и специализированная одежда (СИЗ и СО)» будут проводиться учёт и выдача СИЗ и СО, предоставлена информация по положенному количеству и срокам выдачи СИЗ и СО.
Сама система будет обеспечивать сотрудников единым пропуском для прохождения СКУД (системы контроля и управления доступом) с возможностью идентификации и допуска работника на объекты компании.
Всю необходимую информацию по каждому блоку будет возможно рассмотреть также и в мобильном приложении работника, доступ к информации будет обеспечен в режиме онлайн 24/7 из любой точки мира.
Автор: Александр ГРЕВЦЕВ, директор по IT ТОО «Корпорация «Казахмыс», Караганда