Диана Андреева
Миллионы лет и химические процессы сформировали уголь, который люди веками добывают из земных недр. Семьдесят с «хвостиком» лет угольной промышленности Узбекистана — это много или мало? Кажется, не очень много, если при этом учесть, что человек добывает «чёрное золото» из недр земных уже тысячу лет. В истории Земли это капля в море, но в человеческой истории — огромный срок. Уголь является самым первым топливом органического происхождения, которое люди стали использовать в своём хозяйстве. И хоть существуют альтернативные и экологически чистые источники энергии, однако «чёрное золото» по-прежнему остаётся источником важным и, возможно, даже вечным.
Возраст, глубина залегания, особенности окружающих пород и множество других факторов определяют свойства ископаемого топлива. У разных углей — разные возможности и потребности. Особенности бурого угля-лигнита, добываемого на Ангренском месторождении, и определяют технологию работы с ним.
Работа на угольном разрезе – для нас особый уголок
Можно сказать, что ангренские шахтёры давно прониклись горняцким духом и впитали уважение и любовь к этой благородной профессии, что называется, с младых ногтей. Они не без основания считают, что, если назвался горняком, нужно крепко любить землю, которая тебя кормит.
Угольный разрез — место, где трудятся настоящие мужчины. Работа очень тяжёлая, здесь нередко требуется физическая сила: то ролик заклинит куском породы, то транспортёрная лента порвётся по вине острого булыжника, то конвейерная секция потребует замены…
Разрез — это место, где нередко совершаются производственные чудеса. На 2-м добычном участке прежде добывался так называемый «спецуголь»: в толще угольного пласта горняки обнаружили полуметровую прослойку, содержащую редкий химический элемент германий, который является ценным сырьём в полупроводниковой промышленности. На Ангренской ТЭС уголь с германием особым образом отрабатывали. Отрабатывать надо было умеючи, потому что при температуре свыше 900 градусов этот редкоземельный металл может просто испариться. Следов его не остаётся даже в шлаке. Потом горняки ещё и трёхметровую жилу магнетита — железной руды — нашли в угле!
И чего здесь только нет! Помимо угля, кипенно-белый известняк и такой же белоснежный каолин отличного качества (идут для производства извести и санфаянсовых изделий), каолины серый и пёстрый, лёсс и песок (нужны как стройматериалы), щебень и галечник (для дорожно-ремонтных работ).
На разрезе «Ангренский» насчитывается с полсотни, если не больше, различных участков. Например, наладочный участок № 37. Бригада наладчиков состоит только из опытных специалистов. Им приходится иметь дело с механикой и электротехникой, ведь большинство экскаваторов, работающих в котловине разреза, электрические. Бригада наладчиков участка успешно отремонтировала дизельный экскаватор «Хитачи», занятый в забоях селективной выемкой угля. Однажды машина с работающим двигателем оказалась засыпанной по самую кабину влажным грунтом, в результате чего произошло серьёзное повреждение электронной системы.
На участке водоотлива № 26 главное место занимают водоотливные установки. Здесь особенно «жарко» в период затяжных дождей: откачка воды из угольных забоев за пределы котловины с помощью электрических насосов ведётся круглосуточно. Участок № 15 представляет собой завод РГТО в миниатюре. И фронт работы здесь такой же: восстановление и ремонт горнотранспортного оборудования. Экскаваторный парк, насосные, водоотливные, конвейерные и компрессорные установки, пневматические распределительные устройства, отвечающие за тормозную систему. Как и на заводе РГТО, здесь производятся детали, запчасти и скобяные изделия: гайки, шайбы, болты, винты, зажимы, хомуты… И есть тут такая специальность — машинист дизеля. Оказывается, это сварочный агрегат на дизельной (солярочной) основе.
Стрелой летит конвейерная лента…
Циклично-поточная технология, или иначе ЦПТ, — совокупность всего конвейерного транспорта на разрезе «Ангренский». Линии конвейеров длиной около пяти километров, словно паутина, опутывают всю территорию разреза, и благодаря такому виду транспорта снятые вскрышные породы и добытый в забоях уголь быстро, со скоростью более пяти метров в секунду, едут по транспортёрным лентам до отвалов и бункеров.
Конвейерный транспорт является самым скоростным на разрезе, и работает он от электричества.
На двух верхних горизонтах разреза полным ходом идут вскрышные работы. И тут же мелодично шуршат транспортёрными лентами и постукивают роликами конвейеры.
53-й участок вскрышного направления разреза «Ангренский» — самый большой и один из самых лучших. Протяжённость конвейерных линий на участке достигает свыше двух километров. За скорость передвижения нужно платить, потому и поломки конвейерных линий совсем нередки. Виноваты щебёнка, песок, крупные булыжники, твёрдые куски каолина, известняка и прочие негабаритные фрагменты горной массы, попадающие в механизм системы несущих роликов, по которым движется резинотросовая транспортёрная лента. Острые камни портят полотно лент, отчего на нём возникают глубокие порезы и даже дыры, несмотря на то что эти ленты в 5–6 сантиметров толщиной. Если пропускать подобные булыжники, они вполне могут стать причиной серьёзной поломки.
Привести в порядок участок конвейерной линии протяжённостью даже в несколько десятков метров — не шутка, без подъёмного крана и множества рабочих рук тут не обойтись! Увесистые скатки отслуживших свой срок транспортёрных лент, не подлежащих ремонту, складируются на специальных открытых площадках. А одна такая скатка весит не меньше 15 тонн и требует подъёмного крана. Если лента подлежит ремонту, к нему приступают мастера-вулканизаторщики — латают порезы, дыры и иные повреждения. В ходе замены или ремонтных мероприятий земельные конструкции или секции конвейера обслуживает специальная бригада рабочих. Они занимаются очисткой секций от приставшей глины. Иногда в ремонте или ревизии нуждаются электродвигатели, управляющие лентами.
По соседству, на участке № 54, идёт погрузка добытого в забоях угля в железнодорожные вагоны, которые доставляют топливо основным потребителям — обеим Ангренским тепловым электростанциям. Суточная норма — 5–6 тыс. тонн. Процесс углепогрузки не прекращается ни днём ни ночью. Происходит своеобразный круговорот угля в природе: из земли — в ковш экскаватора и после — в вагон, из чрева вагона — в бойлер котельной ТЭС, из бойлера в виде тепла и электрической энергии — в жилые дома и административные здания. Случись неполадка или поломка, конвейер останавливают, и начинается осмотр, а после и ремонт.
Северный углеход — конвейерная линия, которая позволила горнякам разреза значительно уменьшить число перевозок транспортом на колёсном ходу добытого угля из забоев. Такая мера сберегает дизельное топливо, ведь конвейер и быстрее, и экономичнее. Кроме него, ещё несколько линий действует на территории Северного и Западного бортов, по соседству с забоями основных добычных участков. Уголь поступает из забоев прямо на транспортёрную ленту конвейера и — прямиком в углеприёмник.
Также проще и дешевле добывать и вывозить с помощью конвейерного транспорта попутные полезные ископаемые, такие как каолин. Но скорость и качество его добычи напрямую зависят от степени исправности технических средств.
Рациональный подход директора разреза «Ангренский» Александра Корчагина проявился в закладке дробильного комплекса, который на вскрыше выполняет очень важную функцию: дробит и измельчает валуны и булыжники, которые встречаются в галечнике на каждом шагу. Именно Александр Михайлович в своё время предложил начать строительство новой конвейерной линии, доходящей до границ внешнего отвала.
Машинисты дробильной установки пропускают через неё породу, и агрегат с невероятным грохотом измельчает всю эту горную «кашу». Далее следует отсыпка грунта, сортировка и помещение во внутренний отвал. Крупные валуны весом в несколько сотен килограммов и обломки камней с острыми краями идут на выброс: экскаватор отделяет их ковшом и отбрасывает в сторону.
Но дробилка на участке — это и большая, без преувеличения, проблема. Она на гусеничном ходу и внушительных размеров, внешне похожа на экскаватор, только без ковша. Однако приходится её чинить чуть ли не постоянно, потому что общий показатель прочности горной массы, которую снимают карьерные экскаваторы, здесь очень высокий.
На участке работают два экскаватора — ЭКГ-8 и ЭШ-10. Кроме дробилок, имеются перегружатели, отвалообразователь, магистральные и забойные конвейеры.
Угольные метаморфозы в лаборатории АО Узбекуголь
В испытательной лаборатории АО «Узбек-уголь», которой уже в течение четверти века руководит Елена Расулова, проводятся исследования твёрдого топлива и продуктов его переработки. От сотрудников лаборатории у угля уже нет тайн. Ведь для поставок потребителям необходим анализ продукции. Покупатель нашего ангренского угля должен быть уверен в том, что приобретаемый им товар заявленного качества, а поставщик обязан подтвердить это качество. В настоящее время растёт спрос на низкозольную продукцию.
— Лаборанты отбирают, проводят дробление аналитических проб, используют несколько видов мельниц, рассчитывают показатели эффективности, — рассказывает Елена Викторовна. — Уголь большой крупности — такой лаборанту не подходит. Проводятся также фракционный анализ, разделение по плотности, проверяется теплотворность. Ведь любой уголь должен гореть и давать тепло, выделяя при этом как можно меньше дыма и копоти. В ископаемом топливе содержится большое количество химических элементов. Поэтому задача специалистов лаборатории — определение основных показателей качества: влажности, зольности, выхода летучих веществ, удельной теплоты сгорания, содержания серы и пр. Чем выше в угле минеральных примесей, тем выше его зольность. Если разделить уголь по плотности, то отдельные его фракции будут различны по качеству.
Лабораторная работа — традиционно женское дело: здесь требуются усидчивость и внимательность, а это больше женские качества. Испытательная лаборатория АО «Узбекуголь» существует десять лет, это своего рода уникальный объект химического направления, где, кроме местных, проводились анализы топлива, поступавшего с каменноугольных месторождений Шаргунь и Байсун (Сурхандарьинская область). За годы деятельности лабораторию оснастили всем необходимым оборудованием: комплектами мебели, муфельными печами, мельницами, дозаторами.
Любуешься алым пламенем, пылающим в муфельной печи, и невольно задумываешься над тем, каким метаморфозам после процесса добычи подвергается уголь…