Беседовал Канат Алдабаев, фото Геннадия Дробца
О том, что в «Богатырь Комир» делается на перспективу, мы поговорили с техническим директором компании Сергеем Григорьевичем Усиком.
— Сергей Григорьевич, предстоящий ввод в промышленную эксплуатацию циклично-поточной технологии на разрезе «Богатырь» станет для компании очередным успешно реализованным проектом. Расскажите, какие еще, наряду с ЦПТ, проекты находят сегодня свое воплощение?
— В числе определяющих дальнейшее развитие горного производства технических решений я бы назвал три проекта: по организации транспортировки вскрышных пород ж/д транспортом на внутренний отвал Синклинальный, по организации перегрузочного вскрышного склада на ст. Передовая, а также проект по организации транспортировки вскрышных пород из 6-го участка разреза «Богатырь» во временный внутренний отвал разреза «Северный».
Одним словом, компанией реализуется целый комплекс мероприятий для того, чтобы повысить эффективность работы по выемке и транспортировке вскрыши.
— А на какой стадии разработки находится проект строительства циклично-поточного вскрышного комплекса (ЦПВК) на разрезе «Богатырь»?
— ЦПВК станет для компании следующим достаточно крупным проектом после ЦПТ на добыче угля. Определен круг потенциальных партнеров по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО). Конечно, проект ЦПВК не такой масштабный и сложный, как ЦПТ, в своей технической части, комплекс будет включать дробилку, подъемные конвейеры, отвальный конвейер и отвалообразователь. Однако значение проекта ЦПВК не менее важное. Реализация его позволит существенно увеличить производственную мощность разреза «Богатырь» по вскрыше, решить проблемы, связанные с постоянным углублением горных работ, ростом коэффициента вскрыши, и обеспечить высокоэффективную транспортировку вскрышных пород. Планируется, что на первом этапе мы будем производить складирование вскрыши во внутренний отвал разреза «Богатырь», и в этом случае конвейер большой протяженности не потребуется, а вот на втором этапе с выходом на отвал Степной ситуация изменится и необходимость в таковом появится. Проектная мощность ЦПВК составит 15 млн кубометров вскрышных пород в год, что достаточно с учетом долгосрочной перспективы развития разреза «Богатырь».
Справочно:
Проект «Организация транспортировки вскрышных пород ж/д транспортом на внутренний отвал Синклинальный»
3-й квартал 2023 года — завершение формирования соединительной временной транспортной насыпи, которая обеспечит транспортную связь между рабочим и стационарным бортом на 6-м участке разреза «Богатырь». По созданной ж/д транспортной схеме будет вывозиться вскрыша ж/д транспортом из нижней вскрышной зоны рабочего борта разреза «Богатырь» во внутренний отвал Синклинальный.
Результат: сокращение эксплуатационных затрат на транспортировку вскрышных пород автомобильным транспортом на 65 %.
Экономический эффект: около 550 млн тенге в год.
***
Проект «Организация перегрузочного вскрышного склада на ст. Передовая»
Сентябрь 2022 года — выполнена реконструкция ст. Передовая с организацией перегрузочного вскрышного склада для снижения дальности транспортировки вскрышных пород самосвалами и увеличения производительности экскаваторов на отгрузке и приемке вскрыши на разрезе «Северный».
Результат: суточная производительность экскаватора на отгрузке вскрыши со склада составила 11,4 тыс. куб. м, снизилась дальность транспортировки вскрыши автомобильным транспортом.
Экономический эффект: около 300 млн тенге в год.
***
Проект «Организация транспортировки вскрышных пород из 6-го участка разреза «Богатырь» во временный внутренний отвал разреза «Северный»
3-й квартал 2023 года — планируется выполнить реконструкцию ст. Воскресенская со строительством отвального ж/д пути для увеличения производительности локомотивосоставов на транспортировке вскрышных пород.