Татьяна Астафьева
«Удоканская медь» начала строительство металлоконструкций на корпусах гидрометаллургического производства, в частности цеха электролиза. А в марте компания объявила о старте монтажа оборудования на участке сгущения и декантации
Удоканское медное месторождение — крупнейшее по запасам руды в России и одно из крупнейших в мире. Известно оно с 1949 года, но организовать добычу в течение всего советского периода так и не смогли. О том, что пришлось сделать, чтобы эту возможность создать, и почему уникальность в данном случае синоним сложности, рассказал Алексей Ящук, заместитель генерального директора — операционный директор «Удоканской меди».

Создать технологию
— С 1949 года об этих сокровищах было известно, а добыть их не могли — не могли найти технологию. А сейчас мы буквально в полушаге от старта добычи, — говорит Алексей Ящук.
В полушаге — значит в стадии сорокапроцентной строительной готовности предприятия, которое заработает на полную мощность в 2023 году.
Алексей Ящук признается: некоторые скептически настроенные эксперты до сих пор сомневаются в том, что добывать медь на Удоканском месторождении возможно. Дело в том, что руды, залегающие на Удоканском месторождении, окислены, окисленность составляет 50–60 %. В этом и состоит основная сложность добычи и извлечения. Но специалисты «Удоканской меди», получив в 2008 году лицензию на разработку этого месторождения, искали экономически обоснованный способ построить производство на Удокане. И вот технология есть, и совсем скоро она заработает.

Объединить процессы
Как говорит Алексей Ящук, разработанная технология, позволяющая экономически выгодно извлекать медь и серебро из руды, не только новая, но и эксклюзивная — в России, да и, пожалуй, во всем мире ее нигде не используют. Ее особенность в объединении двух способов извлечения таким образом, что гидрометаллургический процесс оказался включённым в систему флотационного.

— В качестве головной операции осуществляется процесс флотации с формированием коллективного концентрата, затем выполняется процесс гидрометаллургического выщелачивания для извлечения из коллективного концентрата окисленных минералов меди путём их кислотного растворения. И на конечной стадии обогащения вновь применяется флотация для извлечения сульфидных минералов меди.
Технологическая схема, сочетающая процессы флотации и атмосферного выщелачивания, позволяет получить в конечном итоге два вида высококачественной готовой продукции: катодную медь марки М00к с содержанием 99,99 % и сульфидный концентрат с содержанием меди 45 % (обычно этот показатель достигает 23–25 %).
Таким образом, обогатительные и гидрометаллургические процессы сведены в один для более полного и качественного извлечения, — говорит Алексей Алексеевич.

Уникальность = сложность
Безусловно, уникальность производства подразумевает высокую степень его сложности.
— Вследствие того, что на производстве объединены два процесса, имеется своя специфика. Изменения минералогических свойств перерабатываемых руд могут вызвать определённого рода сложности на каждом технологическом этапе. Но, несмотря на сложность и новизну, проект успешно прошёл госэкспертизу, — говорит Алексей Ящук.
Разработке проекта предшествовала серия исследований и промышленных испытаний. В этой работе участвовали специалисты проектных и научных институтов, эксперты независимых российских и международных консалтинговых компаний, таких как FLSmidth, IMC Montan, «Механобр», НИИПИ «ТОМС» и др.
Для обеспечения работы производства на предприятии будут использовать оборудование признанных мировых лидеров: гирационные дробилки от Thyssen Krupp, флотомашины от Outotec, дробилки додрабливания, насосы марки Weir Minerals, конвейерное оборудование от НПО «Аконит».

Найти штучных специалистов
Конечно, технология, которая ещё нигде не использовалась, подразумевает, что и работать с ней должны такие же эксклюзивные специалисты. По словам Алексея Ящука, списочная численность работников комбината составит более 2 000 человек. И сейчас служба персонала ведёт активную работу по поиску сотрудников.
— Конечно, мы отдаём предпочтение специалистам из Забайкальского края, поскольку рабочие места — социальная миссия компании в регионе. На сегодняшний день у предприятия уже есть договорённости с краевыми учебными заведениями, из выпускников которых будут отбирать тех, кто в дальнейшем станет частью коллектива. На уникальную производственную площадку попадут лучшие.
Но есть своего рода штучные специалисты, поиск которых ведут не только в стране, но и за ее пределами, — комментирует А. Ящук.
