Анна Кислицына
Крупнейшее угольное объединение в России, АО «УК «Кузбассразрезуголь», по-прежнему занимает ключевые позиции на угольном рынке. Роль лидера заключается не только в стабильном обеспечении производственных показателей: сегодня компания является флагманом развития машиностроительного комплекса страны, предоставляя свою площадку для испытаний новых технологий и оборудования.
На передовой улучшений
С одним из ведущих производителей оборудования для горнодобывающего комплекса, «УЗТМ-КАРТЭКС», УК «Кузбассразрезуголь» сотрудничает на протяжении всей своей истории. Именно на одном из разрезов компании, Талдинском, в 2009 году стартовали опытно-промышленные испытания первого отечественного экскаватора нового поколения, 18-кубового ЭКГ-1500Р — машины, ставшей «прародительницей» двух серий экскаваторов, выпускаемых в настоящее время, — ЭКГ-18Р и ЭКГ-18. Работа над их созданием и развитием была бы невозможна без участия опытных горняков, инженеров и операторов техники, которые в реальных условиях проверяли возможности новинок, познавали в деле их преимущества и недостатки и совместно с производителем прорабатывали решения по улучшению конструктивных особенностей.
Следующим совместным проектом УК «Кузбассразрезуголь» и «УЗТМ-КАРТЭКС» стало создание экскаватора с повышенной мощностью ковша — ЭКГ-32Р, который проходил испытания на Краснобродском разрезе. Позже также была выпущена другая модель, ЭКГ-35. Со временем, после проведения доработок, необходимость которых была выявлена в процессе эксплуатации, производитель приступил к выпуску модернизированных версий машин, «двоек» — ЭКГ-32Р № 2 и ЭКГ-35 № 2.
Работа над совершенствованием экскаваторов данного типа продолжается и по сей день. Так, в феврале 2022 года на Краснобродский разрез поступила новая версия ЭКГ-35. Объем ковша «тройки» составляет 33 м3. Машина создавалась с учетом опыта эксплуатации двух предыдущих моделей: как отмечают в компании, производитель провел доработку конструкции стрелы, установил новые редукторы поворота, подъема и хода, модернизировал информационно-диагностическую систему. Также ЭКГ-35 № 3 оборудована датчиками контроля тормоза поворота. Современная аналитическая система собирает данные о параметрах работы экскаватора и проводит их анализ, на основе которого выдаются рекомендации о повышении производительности экскаватора.
Всего за последние пять лет на объектах УК «Кузбассразрезуголь» было внедрено 18 экскаваторов большой единичной мощности производства «УЗТМ-КАРТЭКС». Сейчас сотрудничество продолжается — кроме экскаваторов, на объектах компании проходит опытно-промышленные испытания и другая техника. Например, не так давно «ИЗ-КАРТЭКС» (входит в структуру «УЗТМ-КАРТЭКС») в партнерстве с ООО «Новые технологии Западной Сибири» доставил на промплощадку УК «Кузбассразрезуголь» первый дизель-гидравлический буровой станок МР-200 с плановой производительностью 25 км в месяц.
Новинка будет задействована для бурения вертикальных и наклонных взрывных скважин диаметром 170–250 мм. Максимальный угол при бурении составляет 30. Одной из особенностей МР-200 является сниженный вес как основных, так и вспомогательных механизмов — этого удалось достичь благодаря их гидрофикации. Также большое внимание было уделено рабочему месту машиниста: эргономичная кабина оснащена вентиляционной, отопительной и фильтрационной установками, а также виброзащитой. Элементы управления станком расположены таким образом, чтобы оператор мог максимально быстро адаптироваться к работе. В будущем инженеры «ИЗ-КАРТЭКС» планируют внедрить средства автоматизации, которые позволят проводить мониторинг процесса бурения и управлять станками в дистанционном режиме.
«Обкатка» новой установки будет проводиться в течение трех месяцев. За этот период сотрудникам УК «Кузбассразрезуголь» предстоит ознакомиться с возможностями МР-200, испытать ее функции и при необходимости внести предложения по совершенствованию. Со своей стороны, представители «ИЗ-КАРТЭКС» проведут оценку работу всех систем и в дальнейшем примут решение о возможных доработках.
Развивая современные технологии
Помимо испытаний горной техники, УК «Кузбассразрезуголь» проводит большую работу и над внедрением отечественных средств автоматизации и цифровизации. Еще в прошлом году на Бачатском разрезе стартовала опытно-промышленная эксплуатация АСУ ГТК «Карьер» (производитель — АО «Вист»), автоматической системы диспетчеризации. В ее состав входят системы контроля параметров техники (уровня топлива, загруженности, местонахождения и пр.), системы связи и специализированное ПО. Благодаря внедрению ГТК «Карьер» компания сможет осуществлять оперативный мониторинг состояния техники, анализировать потребность в проведении текущего обслуживания и ремонта.
Уже в первые недели работы автоматизированная система продемонстрировала свою эффективность: благодаря системе контроля веса самосвалов на Бачатском разрезе увеличили загрузку техники на 10 %. Позже анализ изменений показал, что в среднем производительность использования техники повысилась на 3–4 % на единицу.
По итогам испытаний УК «Кузбассразрезуголь» было принято решение экстраполировать опыт внедрения АСУ ГТК «Карьер» на другие добывающие объекты: так, в 2022 году система была запущена на Краснобродском, Калтанском, Талдинском, Кедровском и Моховском разрезах.
При помощи внедрения другого цифрового инструмента, системы технологической радиосвязи, компания повысила показатели безопасности при проведении горных работ. Изначально новый формат связи испытали на Бачатском разрезе, а в этом году к проекту присоединился и Кедровский филиал. В рамках проекта на вышки сотовой связи были дополнительно смонтированы антенны цифровой радиосвязи стандарта DMR (Digital Mobile Radio) Tier III, а на территории разреза установлены пять базовых станций.
Одно из преимуществ новой системы — возможность отследить местоположение каждого сотрудника и оборудования. Это помогает предотвратить нахождение работников в опасных зонах, а также оперативно получать информацию в том случае, если произошел инцидент, угрожающий жизни и здоровью людей. При этом функция ManDown помогает определить, человек находится в вертикальном или горизонтальном положении.
В этом году систему цифровой радиосвязи планируется внедрить еще на двух объектах компании — Краснобродском и Калтанском разрезах.
С уважением к трудовым подвигам
Еще один важный проект, реализуемый УК «Кузбассразрезуголь» совместно с БЕЛАЗом, связан с сохранением памяти о выдающихся работниках угольной отрасли. С прошлого года компания начала новую традицию — давать имена героев Кузбасса поступающим в парк машинам.
Первый самосвал БЕЛАЗ, введенный в эксплуатацию в прошлом году и положивший начало этой традиции, получил имя Николая Путинцева — участника Великой Отечественной войны, руководителя легендарной бригады экскаваторщиков на Бачатском разрезе. В конце 50-х годов команда под руководством Путинцева переработала за год 1,4 млн м3 горной массы — именно с этого рекорда в Кузбассе стартовало движение бригад-«миллионников».
В этом году традиция продолжилась на Краснобродском разрезе, где при торжественном запуске 220-тонному БЕЛАЗу было присвоено имя знаменитого кузбасского бригадира, лауреата Государственной премии СССР Василия Французенко. Василий Васильевич возглавил экскаваторную бригаду в 1975 году, и уже в 1976 году его команда установила всесоюзный рекорд, отгрузив 2,305 млн м3 горной массы. Годом позже та же бригада побила собственный рекорд — объем отгрузки составил 2,317 млн м3.
Проект обязательно получит свое продолжение: в компании отмечают, что память о трудовых подвигах и о людях, их совершивших, необходима новому поколению горняков — тем, кто сегодня своим опытом и самоотверженной работой формирует настоящее и будущее угольной отрасли. Ведь именно их труд позволяет УК «Кузбассразрезуголь» развиваться, внедрять перспективные технологии и всегда добиваться намеченных целей.