Елена Дадаева
Вместо обычных инструктажей — запоминающиеся видеоролики и VR-тренажеры для отработки практических навыков. Новые стандарты, связанные с передвижением людей в шахтах. Спецодежда с улучшенными защитными свойствами. И, наконец, целая экосистема цифровых решений, которые постоянно дополняются новыми функциями. Все для одной цели — ноль смертельных случаев на производстве. К этому стремятся все компании, Распадская не исключение. Алексей Червяков — об инновациях в безопасности и современных подходах в обучении охране труда.
— С 22 по 27 апреля в Распадской проходила Неделя безопасности, приуроченная ко Всемирному дню охраны труда. Для чего компания ежегодно ее организует?
— Прежде всего для нас это — повод обратить внимание на то, насколько безопасно мы работаем. Чтобы на производстве не было травм, безопасное поведение должно стать привычкой. И мы формируем его постоянно, не только в эти пять дней в году. В первую очередь создаем условия для безопасной работы сотрудников. На каждой шахте реализуем программы, которые включают в себя наведение порядка в забоях, установку безопасных дверей и шлюзов, дополнительное освещение. Выкрути лампочку в подъезде — уже на следующий день там появится мусор, кто-то споткнется, подвернет ногу или упадет. Так и в шахте. Безопасно там, где светло и всегда поддерживается порядок.
LTIFR на уровне 2,25 — стратегическая цель Распадской к 2030 году по снижению частоты травм с временной потерей трудоспособности. LTIFR на уровне 2,65 — амбициозная цель 2024 года.
Важно, чтобы маршруты передвижения людей под землей были безопасными. Для этого мы оснащаем все выработки металлическими трапами. Ввели стандарт переходных мостиков для безопасного перехода через ленточные конвейеры и другое оборудование. Вместе с Осинниковским ремонтно-механическим заводом разработали шесть моделей таких конструкций и сейчас монтируем их на шахтах РУК. Там, где они не соответствуют стандарту, обязательно меняем.
— Что делает компания для повышения безопасности служебного транспорта, на котором сотрудники добираются на работу?
— В прошлом году мы провели оценку всех маршрутов. Для каждого разработали карты рисков с учетом таких особенностей, как гравийное покрытие, движение большегрузной техники и возможная запыленность. Сейчас оснащаем автобусы автоинформаторами — специальными голосовыми помощниками, которые предупреждают водителей о приближении к опасным участкам. Подобные устройства сообщают пассажирам об остановках в общественном транспорте. Мы адаптировали их под наши условия, создали свой уникальный навигатор транспортной безопасности Распадской.
— Интересно, что в угольной компании удалось реализовать идею совсем из другой сферы…
— Да, и это не единственный пример. Когда мы думали, как улучшить защитные свойства шахтерской спецодежды, решение нашлось у военных. Их форма имеет специальные вставки, которые смягчают удар при падении и снижают нагрузку при работе с колен или упоре на локти. Проработали этот вопрос с производителем. Изготовили несколько образцов, отдали на испытание шахтерам и сшили спецодежду с учетом их пожеланий. Уже во втором полугодии 2024-го мы поставим первую партию защитных костюмов с улучшенными свойствами на предприятия.
Уже несколько лет используем вендинговые аппараты для выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) — аналог знакомых всем автоматов с шоколадками и напитками. Сейчас дополнительно на предприятиях устанавливаем инфокиоски, где по табельному номеру можно войти в личный кабинет и посмотреть, когда нужно обращаться на склад за новой партией спецодежды или СИЗ. Узнать это также можно в нашем мобильном приложении Abie Sistem.
— Надежный транспорт, качественная спецодежда, удобная подземная доставка — условия для работы созданы. Что еще помогает формировать привычку работать безопасно?
— Большое внимание уделяем обучению охране труда. Акцент делаем на практике: тренингах, разборе реальных несчастных случаев — и смотрим в сторону VR-технологий. В теории, в виде лекций и стандартных обучающих курсов, информация усваивается хуже.
Приведу пример. При подготовке горных выработок после каждого пройденного метра проходчикам нужно сделать оборку кровли и установить временную крепь. Если этого не сделать, может произойти отслоение или высыпание горной массы. Она может упасть и травмировать человека. Когда мы стали более детально контролировать процесс оборки кровли, поняли, что не все проходчики делают ее качественно. Как закрепить навык? Только на практике. В этом году планируем запустить VR-тренажер по проведению оборки кровли. Включим занятие в обязательный курс по охране труда. Эффективное обучение, с практикой и моделированием возможных рисков, — это один из элементов повышения культуры безопасности. Важно показать, что может произойти, если что-то сделать неправильно.
Первый в Кузбассе класс виртуальной реальности мы открыли в прошлом году на базе нашего центра подготовки кадров в Новокузнецке. Для практических занятий компания приобрела комплект VR-шлемов и контроллеров, технику для запуска обучающего приложения и видеоэкран.
— Какие другие цифровые технологии, помимо дополненной реальности, используете?
— Распадская является одной из первых угольных компаний в России, которая стала активно применять «цифру» в охране труда. Цифровые проекты и технологии помогают не только контролировать процессы, но закреплять полезные навыки, формировать привычку работать безопасно.
Приведу пример из повседневной жизни. Еще несколько лет назад водители такси в Москве почти не использовали ремни безопасности. Сейчас картина обратная — пристегиваются все. К сожалению, люди не стали более сознательными. «Сейчас такое количество камер на дорогах, что не пристегиваться невыгодно!» — говорят они. Вывод один: культура безопасности формируется еще и через систему контроля. Это работает и на дорогах, и в шахте. Сначала правильность действий нужно отслеживать, об этом напоминать, потом это войдет в привычку. Такова психология людей.
Наши сотрудники, которые отвечают за безопасность в шахте и несут ответственность за жизнь и здоровье большого количества своих коллег, используют головные светильники с видеорегистраторами.
Они есть у специалистов участков аэрологической безопасности, электрослесарей АГК, горных мастеров прогноза динамических явлений и др. Мы определили восемь направлений работ, где нужно такие светильники применять. Смотрим в сторону расширения их применения.
Сейчас тестируем систему видеоаналитики, чтобы не просто записывать видео, а из большого архива съемки извлекать необходимую информацию. Скоро мы сможем задавать нейросети определенный период и тут же с ее помощью видеть, как, например, в ту или иную смену обслуживались датчики АГК.
— Какие другие цифровые помощники прижились в Распадской?
— Все шахты, фабрики и разрезы компании сегодня перешли на цифровые наряды. Теперь на наших основных производствах мы в электронном виде выдаем задания на смену. Но дело не только в экономии бумаги. Система цифровых нарядов открывает для нас новые возможности для обеспечения безопасности. Ее можно связать с другими ИТ-программами и уже на этапе выдачи наряда предупреждать риски. Система не даст выдать наряд, если это небезопасно. Сейчас это ограничение работает с путевками мастера, который обследует проходческие забои на предмет газодинамических явлений. Результаты своего прогноза он вносит в электронный чек-лист, установленный на мобильном устройстве — специальном взрывозащищенном смартфоне, который он использует на смене. Эти данные планируем передавать в систему цифрового наряда. И если в цифровом наряде высвечивается категория «опасно», забой останавливается на профилактические мероприятия.
— Компания ведет большую работу в области утилизации метана. Каких результатов удалось достичь в этом направлении?
— С 2021 года мы утилизировали 29 тыс. тонн метана, сократив выбросы СО2-эквивалента на 0,73 млн тонн. Планируем и дальше их снижать за счет использования факельных установок по сжиганию метана. Сейчас такое оборудование импортного производства работает на шахтах «Алардинская», «Ерунаковская-VIII» и «Усковская». В этом году мы запустили на шахте «Распадская» первую отечественную и более мощную установку, спроектированную и изготовленную на новокузнецком заводе МДУ. Сейчас в компании прорабатывается вопрос использования метана для генерации электроэнергии и тепла.
Одна из целей экологической стратегии Распадской — на 20 % снизить прямые выбросы парникового газа метана к 2030 году (2,5 млн тонн CO2-эквивалента от уровня 2022 года).
— По каким еще проектам отдается предпочтение российским производителям и разработчикам?
— Все наши цифровые продукты — это разработки российских программистов. Железо тоже наше. Например, светильники со встроенными видеорегистраторами делают в Омске. Местные инженеры совершенствуют их модели: сейчас в них сразу же встроили Wi-Fi.
Автоинформаторы для служебного транспорта мы купили в Новосибирске. Нейросети для систем видеоаналитики тоже отечественные. Это касается и всех систем подземного видеонаблюдения, и наших датчиков метана. Безусловно, есть и зарубежное оборудование. Но могу точно сказать, что в условиях нашей страны, в нашей компании, можно внедрять и развивать крутые решения своими силами.
— Кто является инициатором изменений в РУК — всегда руководители, или идеи сотрудников предприятий также воплощаются в жизнь?
— Наши коллеги предлагают много ценных идей, вместе их реализуем. Так, в прошлом году инженер АТП «Южкузбассуголь» Павел Арестов придумал, как обезопасить разгрузку самосвалов-углевозов. Он предложил установить в кабинах грузовиков специальное устройство — инклинометр. С его помощью водитель контролирует угол наклона транспортного средства относительно поверхности при разгрузке. А если есть риск опрокидывания, то программа заблокирует подъем кузова. Сейчас мы оснастили инклинометрами российского производства уже каждый четырехосный самосвал, который работает на перевозке угля. Спасибо Павлу за отличную идею!
Классное решение нашли на «Усковской». Работники предложили использовать телескопическое устройство для спуска и подъема датчиков метана. Сейчас для их обслуживания электрослесарям нужно подниматься на определенную высоту. Устройство поможет более комфортно и безопасно работать. Такие полезные инициативы мы всегда реализуем, а их авторов поощряем.
За последние пять лет Распадская угольная компания сделала большой шаг к достижению ключевой цели — отсутствию травм на производстве. Сегодня у нас есть новые технологии и оборудование, которые помогают работать безопасно. Каждый сотрудник владеет инструментами для управления рисками. Следующим шагом является создание среды, в которой каждый из нас будет делать правильный выбор в пользу безопасности.