Новый резидент Арктической зоны РФ — Первая горнорудная компания

Беседовала Марина Петрова

На страницах нашего журнала мы уже рассказывали об арктическом горнорудном проекте «Павловское». Сегодня о нем говорят все чаще: в план развития Северного морского пути включено строительство морского терминала для освоения Павловского месторождения, а АО «Первая горнорудная компания» (АО «ПГРК»), выступающее оператором проекта, получило статус резидента Арктической зоны РФ и вложит в экономику Архангельской области до 50 млрд руб. О том, как в условиях западных санкций развивается Павловское месторождение, мы поговорили с исполнительным директором АО «ПГРК» Игорем Семеновым.

pgrk-01-503x678
Игорь Семенов, исполнительный директор АО «ПГРК»
— Игорь Юрьевич, чем уникален арктический горнорудный проект «Павловское»?

— Мы создаем самый северный в России горно-обогатительный комбинат с инфраструктурой и портовым комплексом для вывоза готовой продукции. Павловское месторождение входит в четверку крупнейших по запасам цинка и в пятерку крупнейших по запасам свинца в России. Мы также разработали и подтвердили технологию обогащения руды, которая позволит получать премиальные концентраты с высокой добавленной стоимостью.

Минеральные ресурсы Павловского месторождения оцениваются в 2 млн т цинка, 430 тыс. т свинца и 30,3 млн унций серебра, а рудные запасы составляют 620 тыс. т цинка, 131 тыс. т свинца, 9,4 млн унций серебра в соответствии с кодексом JORC. Запасов месторождения хватит, чтобы несколько десятков лет добывать востребованное в разных областях промышленности сырье. Можно смело заявить, что проект остается экономически эффективным в новых условиях.

pgrk-02-678x412

Наш проект важен не только своим экспортным потенциалом. В первую очередь это развитие территорий, усиление присутствия производства за полярным кругом, а также интенсификация Северного морского пути. Уверен, при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики и с получением статуса резидента Арктической зоны РФ реализация масштабного строительства пройдет с опережающими темпами.

В ходе реализации инвестиционного проекта планируется построить карьеры по добыче руды, обустроить отвалы пустой породы, хвостохранилище, дороги, обогатительную фабрику и портовый терминал для отгрузки готовой продукции. Объем капитальных вложений составит до 50 млрд рублей, будет создано около 900 новых рабочих мест.

— На каком этапе находится реализация проекта?

— Завершены геолого-разведочные, изыскательские и проектные работы. До конца 2022 года ожидается получение положительного заключения государственной экспертизы по ГОКу.

— В план развития Северного морского пути до 2035 года, утвержденный председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, включено строительство морского терминала для освоения Павловского месторождения… Как оно повлияет на реализацию проекта?

— Согласно плану, морской терминал по отгрузке свинцово-цинкового концентрата будет возведен на архипелаге Новая Земля в 2025–2026 годах. На эту цель планируется направить 3,8 млрд рублей. Совместная работа по строительству будет вестись госкорпорацией по атомной энергии «Росатом», Минтрансом России и правительством Архангельской области.

Строительство нового объекта портовой инфраструктуры не только даст толчок к освоению Павловского месторождения, но и будет способствовать развитию свинцово-цинкового минерально-сырьевого центра на архипелаге Новая Земля. Оно включено в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645.

pgrk-03-678x452
— Совсем недавно АО «Первая горнорудная компания» получило статус резидента Арктической зоны РФ. Какие льготы и преференции может получить проект в рамках резиденства и на какие меры государственной поддержки вы еще можете рассчитывать?

— Согласно постановлению Правительства РФ, Павловское месторождение включено в перечень инвестиционных проектов, имеющих право претендовать на «арктическую» субсидию в размере 10 % от частных инвестиций.

В Архангельской области резидентам Арктической зоны доступны льготы по налогу на прибыль: первые пять лет с момента получения первой прибыли будет применяться ставка 5 %, последующие пять лет — 10 %. Для резидентов снижены налоговые ставки по налогу на имущество организаций: первые пять лет — 0,1 %, последующие пять лет — 1,1 %. Также для резидентов АЗРФ предусмотрено уменьшение НДПИ на 50 % до 31 декабря 2032 года.

— На каких рынках будет востребована товарная продукция Павловского месторождения?

— Продукты проекта имеют премиальное качество. По химическому составу они идеально подходят для металлургических заводов. В них нет никаких вредных примесей (мышьяка, ртути, сурьмы, кадмия), которые обычно штрафуются, — это подтверждается документами, полученными ранее от ведущих игроков рынка. Низкое содержание железа в цинковом концентрате делает его очень привлекательным для металлургических заводов.

Сейчас перед нами стоит задача переориентировать всю готовую продукцию на азиатские/китайские рынки. Ранее мы уже планировали выходить на них, а сейчас ускорили этот процесс. По нашим оценкам, основным потребителем цинка является Китай, который обеспечивает до 50 % мирового спроса. В период с 2022 по 2025 год Китай планирует запустить дополнительные мощности по производству металла в объеме 850 тыс. т в год. Загрузка планируемых производственных мощностей может быть обеспечена в том числе за счет Павловского, которое производит около 140 тыс. т металла в год. Мы уже определили список потенциальных покупателей из Китая и активно ведем с ними переговоры.

— Реализация проекта в суровых арктических условиях требует уникальных технических решений…

— Безусловно. Именно поэтому мы разработали схему освоения месторождения Павловское, которая находится на стыке горной добычи, судостроения и цифровизации. Одним из последних принятых нами решений является строительство обогатительной фабрики на плавучем основании. Мы не будем сооружать фабрику на суше, рядом с карьером. Используя положение месторождения на берегу моря, планируем перерабатывать руду на специальной технологической барже, посаженной на мель в порту. Все сооружения и оборудование могут быть смонтированы на барже в комфортных условиях сухого дока. Такая схема позволит удешевить логистику и снизить затраты на строительство. Предварительно мы оцениваем экономию от реализации строительных работ примерно на 50 % исходной стоимости проекта.

Также мы работаем над созданием на арктическом острове полигона для апробации технологии безлюдной добычи твердых полезных ископаемых в экстремальных условиях Арктики с последующим тиражированием апробированной технологии для освоения месторождений ТПИ на Дальнем Востоке и в Арктике.

Еще одно направление нашей работы — создание первой в мире электрифицированной системы механизации выполнения горных работ в уранодобывающей шахте за счет внедрения аккумуляторных самоходных технологических машин. В настоящее время машинами с аккумуляторным модулем укомплектовано 25 % парка уранодобывающего комплекса страны.

— Можно ли будет использовать плавучую фабрику на других месторождениях, находящихся в прибрежных зонах?

— Конечно. Мобильность плавучей фабрики — это безусловный плюс: при завершении работ на одном месторождении ее можно передислоцировать на другое и использовать повторно. Таким образом, отпадает необходимость капитального строительства, что значительно экономит средства. Применение такого технического решения существенно ускорит ввод горнопромышленных кластеров в промышленную эксплуатацию и снизит капитальные затраты.

— Планирует ли ПГРК реализовывать в Арктике другие проекты, аналогичные Павловскому?

— Применяемый нами инновационный подход в развитии Севера может вполне стать путем будущего. Помимо Павловского месторождения, в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана находятся многие перспективные территории и рудопроявления, некоторые из них после проведения геолого-разведочных работ могут стать месторождениями.

Освоение месторождений в Арктике может быть реализовано в том числе через объединение участков недр в горнопромышленные кластеры. Это позволит создать крупнотоннажные участки недр с относительно невысокими содержаниями металлов в рудах, а единая обеспечивающая инфраструктура позволит минимизировать капитальные затраты на освоение месторождений и повысить их эффективность.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку