Горняки «Богатыря» продолжают писать славную историю разреза. Каждый их день не похож на предыдущий – приносит что-то новое и интересное. Как и в прежние годы, темп жизни Товарищества задает разрез. Его цель – только вперед. Поэтому и планы у него масштабные и грандиозные.
Существующая технология
Компания «Богатырь Комир» – крупнейший поставщик на рынке энергетического угля стран СНГ. На нем работают 15 теплоэлектростанций Казахстана и крупнейшая электростанция России – Рефтинская ГРЭС. К концу этого года горняки компании планирует отгрузить своим потребителям свыше 43 миллионов тонн угля.
В настоящее время добыча угля на разрезе «Богатырь» ведется одноковшовыми экскаваторами, затем посредством большегрузных самосвалов, уголь транспортируется до пунктов формирования штабелей. Погрузку усредненного угля из штабелей напрямую в железнодорожные полувагоны, и посредством локального конвейера, производят роторные экскаваторы, после чего груженные составы поступают на углесборочные станции, для взвешивания и дозирования, формируются в маршруты, а затем отправляются предприятиям-потребителям.
Проблемы существующей технологии
Применяемая в настоящее время на разрезе «Богатырь» технология имеет ряд серьезных недостатков. Во- первых, с учетом того, что глубина ведения добычных работ достигла своего критического значения, дальнейшее использование на перевозке угля железнодорожного транспорта, при вскрытии новых добычных горизонтов потребует строительства новых железнодорожных путей и станций, приобретения новых тяговых агрегатов, устройства контактной сети, питающих линий, усиления источников тягового электроснабжения. Вместе с этим увеличится и дальность транспортировки угля, что вызовет рост капитальных затрат и эксплуатационных расходов на содержание электрофицированного железнодорожного транспорта, которые будут только возрастать по мере углубления горных работ при вскрытии каждого нового добычного горизонта. Во-вторых, эксплуатируемое в настоящее время оборудование приближается к достижению предела экономически целесообразного срока службы. Кроме того, использованию железнодорожного транспорта сопутствуют высокие производственные расходы, при низкой эффективности и дорогостоящем обслуживании путей. В-третьих, существующая на разрезе технология усреднения угля на усреднительных угольных складах и углесборочных станциях, при формировании маршрутов из подач, зольность которых определена по карточкам забоев, весьма трудоемка из-за большого количества маневровых операций, притом что степень усреднения угля по зольности обеспечивается невысокая, а это отрицательно сказывается на конкурентоспособности угля. Помимо этого существующая технология имеет низкую точность погрузки угля в вагоны по весу.
Переход на ЦПТ
В ближайшие годы разрез «Богатырь» перейдет на циклично-поточную технологию добычи и транспортировки угля (ЦПТ). Эта технология позволит перейти от перевозки угля железнодорожным транспортом на его конвейерную транспортировку.
Согласно проекту ЦПТ предусматривается, что добытый с трех различных пластов уголь будет доставляться карьерными самосвалами на один из четырех дробильно-перегрузочных пунктов. Далее разгружаемый с дробилок уголь поступит по конвейерам до двух главных подъемных конвейеров, которые транспортируют его на два усреднительных склада. Поступивший уголь для его усреднения будет укладываться слоями в штабели с помощью штабелеукладчиков, после чего отгружаться усреднительно-погрузочными машинами на подъемные конвейера, которые поднимут уже усредненный уголь до погрузочных пунктов, расположенных на поверхности. Здесь, пункты автоматизированной погрузки вагонов загрузят уголь в вагоны для дальнейшей отправки потребителям.
Преимущества ЦПТ
По сравнению с существующей технологией транспортировки угля, поточный технологический комплекс имеет множество преимуществ. А именно, выбранная технология предусматривает управление качеством угля в процессе штабелирования и отгрузке угля из штабеля на усреднительно-погрузочном комплексе. Наряду с этим, она обеспечит достижение максимального среднего значения содержания золы в усредненном угле – 42%, при среднем показателе отклонения – 2%. Важно и то, что высокозатратный железнодорожный транспорт, используемый для доставки угля в разрезе, сократится и будет заменен конвейерами. В свою очередь, создание пункта автоматизированной погрузки придаст высокую точность и скорость процессу погрузки угля в вагоны. С внедрением пунктов автоматизированной погрузки отпадет необходимость проведения расформирования маршрутов на подачи, процесса весодозировки и отбора проб на маневровой станции. А современная система контроля качества угля позволит удовлетворить запросы потребителей.
Внедрение поточной технологии станет для «Богатыря» настоящим прорывом так, как позволит осуществлять добычу угля на глубине более 200 метров, где использование железнодорожного транспорта весьма затруднительно и увеличит мощность разреза «Богатырь» до 40 миллионов тонн угля в год.
И что еще важно, внедрение ЦПТ не повлечет сокращение численности персонала, для этого Товарищество разрабатывает программу переобучения и повышения квалификации работников по рабочим профессиям и специальностям, которых ранее не было на предприятии.
Канат АЛДАБАЕВ.