Диана Андреева
В настоящее время в состав АО «Узбекуголь» входят 11 структурных подразделений. Многие из них существуют в течение целых десятилетий, создавались в 40-е и 50-е годы, другие появились в 90-е, на переходном этапе рыночных реформ.
Структура акционерного общества постоянно совершенствуется, некоторые филиалы объединяются между собой. Наиболее важными предприятиями отечественной буроугольной отрасли являются филиалы «Разрез Ангренский», «Добыча угля шахтным способом», «Железнодорожный транспорт» и «Энергетические и телекоммуникационные сети». Эта «великолепная четверка» угольных предприятий появилась еще в далекие 40-е годы. Два из них — угледобывающие, два других — вспомогательные.
Структура АО Узбекуголь
Шахтное строительство в Ангрене началось сразу же после получения результатов перспективной разведки. Первая шахта в Ахангаранской долине была заложена в 1940 году. Ангренские горняки начали разработку основного угольного пласта на глубине 50 м. В январе 1942 года шахта № 1 дала первый уголь. В этом же году началось строительство шахты № 8. Шахта № 2 прекратила свое существование, в 1949-м закончила добычу шахта № 3, в 1950-м — первая и восьмая шахты. Они были закрыты как нерентабельные по причине постоянных сложностей, связанных с неблагоприятными гидрогеологическими условиями. Исключение составила шахта № 2-бис, которая в начале 1951 года была объединена с действующей шахтой № 9.
В настоящее время шахта № 9, или филиал ДУШС — «Добыча угля шахтным способом», является единственным предприятием на Ангренском буроугольном месторождении, которое занимается подземной выработкой угля. Ее шахтное поле было выделено в 1942 году, и шахта с производственной мощностью 300 тыс. т угля в год была сдана в промышленную эксплуатацию в 1948 году, одновременно с Ангренским разрезом.
В год пуска добычная способность шахты составляла 47,5 тыс. т. В 1949 году горняки выдали на-гора почти 130 тыс. тонн угля. В 1951 году, после объединения шахт № 9 и 2-бис, производственная мощность возросла до 500 тыс. т угля в год. По размерам среднесуточной добычи шахта № 9 вошла в число 72 крупнейших угольных шахт бывшего Союза.
В 1955 году был построен новый угольный склад на промплощадке шахты, и к нему подведена железнодорожная ветка. В этот же период была произведена и реконструкция внутришахтного транспорта. В результате производственная мощность увеличилась до 455 тыс. т. В 1958 году шахта № 9 стала наиболее рентабельной среди аналогичных предприятий Центральной Азии как по мощности, так и по производительности труда.
Первая реконструкция шахты началась в 1959 году, без остановки производства. Проектная мощность была доведена до 700–800 тыс. т угля в год. В период реконструкции, вплоть до 1965 года, шахта была оснащена самым экономичным и эффективным видом подземного транспорта — электрическим ленточным конвейером. Все конвейерные линии на поверхности были переведены на дистанционное управление.
В 1979 году была закончена проходка ствола № 1 и завершено строительство вентиляционной установки на ее промплощадке. В последующие годы уровень погрузки угля и породы при проведении подготовительных выработок был доведен до 90 %.
— Месячные показатели добычи и отгрузки у предприятия удовлетворительные, в среднем добываем и выдаем свыше 4 тыс. т угля на-гора ежемесячно, — говорит главный инженер филиала ДУШС Джамал Алимкулов. — В 2020 году, в самый активный период эпидемии коронавируса и связанных с ним сложностей, показатель угледобычи составил 63 905 т, отгрузки — 52 996 т. 63 193 т и 63 406 т соответственно — таковы показатели по добыче и отгрузке угля в 2021 году. Показатели 2022 года — 62 193 и 62 009 т соответственно, в 2023 году производственный темп немного снизился — 57 526 и 57 596 т угля соответственно. Дело в том, что на шахте имеется только один действующий добычной участок № 3. Другие аналогичные участки были закрыты по причине истощения угольных запасов и опасных условий труда шахтеров.
Без малого 125 метров — максимальная глубина ангренской шахты. По сути, это буроугольный колодец, откуда шахтеры добывают практически чистый, без посторонних примесей, лигнит. Ниже этой отметки угля уже нет. Но налицо перспектива дальнейшей промышленной разработки старой шахты. В настоящее время рабочие заняты обслуживанием еще одного добычного участка № 6, который в нынешнем году должен будет дать уголь после длительного периода простоя. Готовит добычной участок к началу производственной эксплуатации трудовой коллектив участка № 7 «Подземный шахтный транспорт», и уже практически полностью завершен монтаж секций подземного электрического ленточного конвейера протяженностью около километра, по которому будет подаваться уголь из забоев на-гора.
По причине сильного пожара, случившегося в 2012 году, участок № 6 был надолго законсервирован. Однако этот участок интересный, перспективный, и угля здесь много — согласно прогнозам, более 50 тыс. тонн. Только остается его добыть. Но прежде нужно подготовить к процессу добычи и транспортировки все подземные коммуникации шахты. Добычной участок № 6 планируется пустить в промышленную эксплуатацию уже в текущем году, после того как все подготовительные работы будут закончены. Если шахтеры осилят весь фронт работы, возможно, участок уже скоро начнет давать продукцию. Полным ходом ведутся проходческие, механические, сварочные и прочие работы, имеют место ревизия электрооборудования, осмотр и ремонт скребковых конвейеров, и основным поставщиком транспортерных лент для шахтной конвейерной установки является разрез «Ангренский».
Над головою и под ногами у шахтеров — твердь земная. Им, правда, дожди и снег не грозят ненастьем, но они трудятся под землей, и здесь тоже существуют свои «погодные» условия. «Хорошо зарабатывает тот, кто тяжело работает!» — гласит древняя шахтерская поговорка.
Страницы истории напоминают, что в нелегкое военное время, когда страна давала уголь фронту, а мужчин катастрофически не хватало, взрывниками, лебедчиками, откатчицами вагонеток, сортировщицами угля, даже крепильщиками и проходчиками в шахте работали женщины.
Во времена, когда работа не делилась на мужскую и женскую, женщины наравне с мужчинами добывали в шахтах уголь. В период с 1941 по 1947 год они практически полностью заменили мужчин. Как было подсчитано, в годы войны под землей работало 245 тысяч женщин.
Откатчица вагонеток… Если кто слышал про эту профессию, знает, какой она требовала от женщины невероятной физической крепости и чертовской выносливости. Работа настолько тяжелая, что, казалось, только мужчинам была по плечу. Толкать по рельсам на поверхность тяжелые вагонетки, в каждой из которых до 200–250 килограммов угля и породы, — дело, согласитесь, нелегкое. В день грузили до 20 вагонов угля. Все работы велись исключительно вручную. Уголь приходилось вырубать киркой, с помощью лопат грузить в вагонетки. Сдавая смену, женщины подчищали все дочиста, чтобы дать лишнюю вагонетку сверх нормы. Они работали откатчицами вплоть до 60-х годов, пока их окончательно не освободили от тяжкого подземного труда.
Самый опасный участок на шахте Узбекуголь
Самый опасный участок на шахте — участок БВР (буровзрывных работ). Мастер-взрывник — рабочий, осуществляющий проведение взрывных работ в шахте. Дело в том, что взрыв — самый радикальный способ раскалывания горной породы и угольных пластов. Но он связан с большой опасностью, и от квалификации взрывника напрямую зависят жизни людей, с которыми он работает. Проходчик же выполняет весь комплекс работ по проходке на производствах, связанных с добычей полезных ископаемых открытым способом, а также на строительстве различных подземных сооружений.
Поэтому взрывники всегда идут впереди проходчиков. Взрывчатка меряется дозами, как в аптеке. Без ее применения в горном деле никак не обойтись, иначе горнякам, как гномам из сказки, пришлось бы копать годами. Взрывник не должен ошибаться. Самая малая ошибка влечет за собой гибель людей. Поэтому перед каждой пересменкой для рабочих проводится подробный инструктаж по технике безопасности.
Только человек, обладающий исключительным хладнокровием, дисциплинированностью и чувством коллективизма, умеющий стойко переносить трудности, сможет стать горняком. Нельзя сказать, что у людей, работающих под землей, не возникает чувства страха за свою жизнь или жизнь товарищей. Регион, где мы живем, сейсмически активный, и глубоко под землей толчки ощущаются гораздо сильнее, чем на поверхности. К тому же в угольных шахтах нередко возникают очаги возгорания. И все — из-за угля, который имеет привычку тлеть, выделяя теплоту и опасные для здоровья людей углеводородные соединения, к тому же еще и взрывчатые, например, метан. Тут уж точно не до шуток!