Дмитрий Коваленко
В предрассветных сумерках, когда жители дальнегорских панельных пятиэтажек только просыпаются, на рудниках «Дальполиметалла» уже людно. Ранний час отведен для пересменки — обмена информацией между горняками. Начальники добычных участков, горные мастера, проходчики, машинисты буровых станков — все встречаются в одном кабинете, чтобы обсудить оперативную производственную обстановку, если требуется, поставить вопрос о снабжении, расписаться в журналах нарядов-заданий.
Мы приходим на рудник «Второй Советский» до восхода солнца к началу первой смены. Вскоре яркий луч пробивается над горой Телевизионной, которая нависает перед нами, если смотреть на нее со стороны штольни Бункерной или ж/д моста через реку Рудную. В недрах этого горного массива как раз и сосредоточено Партизанское полиметаллическое месторождение, расположенное наиболее выгодно по отношению к перерабатывающим мощностям обогатительной фабрики «Даль-полиметалла», т. е. в черте Дальнегорска. Однако сегодня рудник «Второй Советский» станет для нас лишь перевалочной базой для того, чтобы отправиться за 40 километров отсюда на отдаленный рудник «Южный», который еще недавно значился добычным участком «Второго Советского». В дороге знакомимся с начальником «Южного» Алексеем Харченко.
— Под землей не бывает ни дня, ни ночи — есть смена, на которой работают люди, — так неожиданно простую мысль с ходу формулирует Алексей Алексеевич. Ровно тринадцать лет он трудится на далеком месторождении по ту сторону водораздельного хребта Сихотэ-Алинь (все ручьи и реки здесь являются частью водной системы Уссури и Амура. — Прим. ред.). Теперь же, с января 2024 года, он возглавляет рудник, где впервые побывал в 2009-м, будучи студентом горного института на преддипломной практике.
— Тогда я работал горнорабочим, — вспоминает Алексей Харченко. — Учился очно, поэтому на практике провел все лето. В 2010 году защитил диплом, а в январе 2011-го пришел работать на рудник «Южный» горным мастером.
Несколько раз «Южный» менял свое положение в структуре «Дальполиметалла», называясь то рудником, то участком, подчиненным руднику «Второму Советскому». Разумеется, в последнем случае управлять хозяйством «Южного» было сложнее, в том числе из-за объективно возникающей бюрократии со снабжением. При этом де-факто «Южный» всегда оставался в сознании горняков полноценным рудником. Хотя бы потому, что Южное месторождение не только удаленное от Дальнегорска, но и довольно сложное в эксплуатации, вскрытое вертикальными стволами и ниже горизонта +480 м — протяженной сетью наклонных горных выработок, по которым перемещается пусть и малогабаритная, но самоходная техника. Такая вот уменьшенная копия «Николаевки» — крупнейшего рудника в системе «Дальполиметалла».
— С нового года наш рудник стал самостоятельнее в решении насущных задач, — поделился мнением начальник «Южного» Алексей Харченко. — Теперь заявки снабженцам мы отправляем сами, а не через канцелярию «Второго Советского». Исходим из своих потребностей, в которых ориентируемся отлично.
К слову, кроме начальника рудника, на «Южном» теперь появились главный инженер, заместитель по производству и другие ключевые ИТР. Контроль за производственным процессом стал пристальнее. В том числе за еще более удаленным добычным участком «Силинским», который с нового года стал частью структуры рудника «Южный». «Силинка», напомним, расположена в горно-таежной местности Кавалеровского района Приморского края. В прошлом это месторождение разрабатывалось Хрустальненским ГОКом, который специализировался на добыче оловянной руды и производстве оловянного концентрата…
Перспективы на руднике «Южный»
— Перспектива на «Южном» просматривается на много лет вперед, — рассказал начальник рудника. — Сейчас мы добываем руду между отметками +411 м и +440 м. Но уже готовятся нижние подэтажи и планируется проходка уклона до горизонта +387 м. Природа нас не обделила — содержание металлов в руде Южного месторождения традиционно высокое. Впереди — большие объемы проходки, бурения, очистной выемки и т. д. Не подкачало бы снабжение, а мы справимся.
За 13 лет на «Южном» Алексей Харченко застал много технических изменений, основными из которых можно считать переход от мелкошпуровой к скважинной отбойке руды, первые шаги по внедрению самоходной техники, развитие месторождения на глубину ниже существующих стволов и т. д. Прибавляя опыт, Алексей Алексеевич приобретал заметный вес в коллективе, который постепенно стал своим.
— Процентов на 60 наш рудник состоит из ветеранов и старожилов — горняков, с которыми я начинал трудовую деятельность, — рассказал Алексей Харченко. Выходит, не зря в «Дальполиметалле» говорят, что коллектив «Южного» отличается сплоченностью и постоянством.
— Электромеханик Игорь Сталиевич Масошин — у него золотые руки. Электрослесарь Павел Геннадьевич Бугримов — надежный и незаменимый человек. Бригадир машинистов ПДМ Олег Петрович Ваганов — пример для всех, кто эксплуатирует самоходную технику. Машинист буровой установки Сергей Кондратьевич Поддубный — в его руках станок «КБУ-80» с перфоратором зарубежного производства выдает максимальное количество метров и редко выходит из строя. Главный маркшейдер Ульяна Викторовна Чередниченко — детально знает все выработки «Южного», аккуратна, очень добросовестный специалист. Главный геолог Вера Ивановна Шишкина — исключительной доброты человек, иногда кажется, что о своем месторождении она готова говорить стихами. Николай Анатольевич Харетанюк — к руднику прикипел, много лет работал крепильщиком, сейчас — стволовым. Благодаря ему оба ствола находятся в работоспособном состоянии. Именно при его участии года три назад перекреплялись механизированный ствол (мы его называем «малым»), который служит запасным выходом, менялись металлоконструкции на скипоклетьевом стволе. В целом тогда была проделана исключительно трудоемкая работа. Отец и сын Дронины: старший Константин Александрович — электрослесарь, на главном водоотливе (участке исключительно важном) без него никуда, его сын Денис Константинович раньше работал проходчиком, сейчас он — машинист ПДМ, настоящий друг, боевой товарищ, которому можно доверить любое дело, — начальник «Южного» Алексей Харченко может долго перечислять легендарных, как он говорит, специалистов своего рудника. Говорит, про каждого стоит написать отдельный репортаж, поскольку, если вникнуть, в коллективе рудника «Южный» трудятся люди неординарные, доброжелательные, неравнодушные к своему делу и малой родине, увлеченные работой, хобби — в общем, полноценные достойные люди, с которыми интересно общаться по делам производственным и просто так.
Вахтовый метод на руднике Южный Дальполиметалл
В связи с удаленностью от Дальнегорска основная часть коллектива «Южного» трудится вахтовым методом — 15 через 15 дней. Организация быта и питания работников на вахте — тоже под контролем руководства рудника.
— С нового года на «Южном» сменился подрядчик, отвечающий за горячее питание горняков, — рассказал Алексей Харченко. — Кроме того, с нового года по инициативе гендиректора «Дальполиметалла» стоимость талона на питание повысили на треть. Также по мере сил мы занимаемся и улучшением бытовых условий — ремонтируем душевые, утепляем помещения и т. д. За порядком в данном секторе следит наш бессменный мастер поверхности Наталья Павловна Мацкевич.
Заметно, что Алексей Харченко административную нагрузку начальника рудника, как говорят, тянет. «Стало ли меньше привычных инженерных задач?» — спрашиваем.
— Инженерная работа никуда не исчезла, — говорит начальник «Южного». — В любом случае надо включать голову везде и нередко самому идти под землю, оценивать обстановку лично.
Такая ответственность, вероятно, способствовала его стремительному продвижению по службе. Уже через год после начала трудовой деятельности горного мастера Алексея Харченко начали временно назначать замом начальника и даже начальником добычного участка. В 2015 году герою нашего очерка предложили должность главного инженера участка «Южный» (тогда он был в составе рудника «Второго Советского»)… Сегодня, находясь в том же кабинете, Алексей Харченко возглавляет рудник «Южный» — полноценное самостоятельное подразделение.
— Благо, — говорит он, — что «Южному» вернули статус рудника. Задачи, которые руководство предприятия перед нами ставит, мы понимаем и стремимся всеми силами их выполнять. Коллектив «Южного» по-прежнему делами демонстрирует лучшие профессиональные качества и добросовестность. Чего только стоит пример бережного отношения наших машинистов к ПДМ.
Действительно, на «Южном» машинистам удается, несмотря на суровые условия эксплуатации, «выжимать» из техники невероятное количество мото-часов, превышающих средние показатели в разы. При этом поддерживать техническое состояние ковшевых машин Sandvik LH-203 в полном порядке.
— Потому что относятся как к своим личным автомобилям. Так воспитаны, а еще понимают, что с запчастями в наше санкционное время туго, — говорит Алексей Харченко.
Выходит, что и для рудника «Южного» применима великая и мудрая в своей лаконичности формула — «Кадры решают все».