Диана Андреева
Ангренский буроугольный бассейн является крупнейшей минерально-сырьевой базой Узбекистана. Он хранит в своих недрах достаточно полезных ископаемых для развития угольной и горнорудной промышленности. Запасы бурого угля в регионе, по оценке специалистов, составляют около двух миллиардов тонн. Таким образом, в целом Центральная Азия углем не обделена. Региональные разведанные запасы угля составляют 4 % мировых и способны обеспечить центральноазиатские страны этим видом топлива на 300 лет, что в пять раз превышает аналогичный показатель по нефти и природному газу.
Горняки Ангрена шутливо называют разрез «Апартак» «младшим братом» разреза «Ангренский». Официально он на двадцать лет моложе и действительно миниатюрен по сравнению со своим более крупным собратом. Да, Апартакское угольное месторождение значительно уступает своими размерами Ангренскому, но это обстоятельство нисколько не мешает горнякам добывать и отгружать из забоев «малыша» бурый уголь хорошего качества: считается, что в апартакском угле меньше минеральных примесей.
История разреза «Апартак»
История разреза «Апартак» началась в 1968 году, когда в отрогах Чаткальского хребта были обнаружены мощные угольные пласты и было решено начать разработку этого месторождения. Так было заложено еще одно угледобывающее предприятие производственной мощностью 3 млн т угля в год — разрез «Апартак», названный из-за близкого соседства с одноименным поселком, в котором в основном и проживают люди, работающие на этом предприятии.
Максимальная глубина Апартакского карьера — около 130 м. Это угольное месторождение находится на высоте 1 300 м над уровнем моря. Согласно подсчетам, запасы бурого угля на участке «Апартак» составляют 240 млн т, что позволит трудовому коллективу нацелить планы по угледобыче на дальнюю перспективу.
Самая активная деятельность горнорудного ЗАО «Апартак» началась с 1987 года, когда по предложению производственного объединения «Средазуголь» на Ангренское буроугольное месторождение был приглашен коллектив старателей АС «Кызылкум». На тот момент он осуществлял добычу коренного и россыпного золота на территории Узбекистана и других стран Средней Азии. Приглашение было связано с привлечением к добыче угля дополнительных производственных мощностей. В течение двух месяцев с Памира была привезена техника и развернуты вскрышные работы на участке «Наугарзан». Горняки выдавали по 100–120 т ежемесячно, да еще имелись готовые к выемке угольные запасы.
Уже на следующий год было добыто 780 тыс. т угля, а в последующий период на участке ежегодно добывалось более 1 млн т. В 1997 году в связи со сходом крупного оползня на участке «Наугарзан» старателям был предложен для освоения законсервированный участок «Апартак». Здесь старатели добыли в течение 1998–2000 гг. 1 млн 200 тыс. т угля.
В 2001 году коллектив участка «Ангренский» отделился от АС «Кызылкум», и на базе этого участка было создано новое горнорудное ОАО «Апартак». В 2004 году оно было преобразовано в ЗАО — закрытое акционерное общество. Год спустя получило право добычи и реализации продукции как самостоятельное угледобывающее предприятие. В 2007 году здесь было добыто 150 тыс. т угля, год спустя — уже в объеме 250 тыс. т.
В 2016 году предприятие вошло в состав структурных подразделений АО «Узбекуголь». В настоящее время на пяти участках Апартакского угольного карьера трудятся более 300 человек. Восемьдесят процентов от общего числа трудящихся здесь составляют представители рабочей молодежи в возрасте до 30 лет.
— Можно бесконечно говорить о деятельности угольной промышленности Узбекистана, рассказывать о новостях, произошедших в течение последних лет в системе АО «Узбекуголь», поэтому необходимо упомянуть и о несомненном вкладе в дело добычи угля горняков разреза «Апартак», — говорит директор филиала Ержан Абдикашев. — В настоящее время добычные работы производятся последовательно на локальных участках Новый и Старый Апартак. На вскрышных и добычных работах в чаше разреза в основном используются электрические и дизельные экскаваторы с емкостью ковшей 4 и 8 кубометров. Транспортировка угля на пункт марочной и фракционной сортировки, погрузки в железнодорожные вагоны и вскрыши на внешние отвалы производится в основном автомобильным и железнодорожным транспортом.
В распоряжении работников разреза имеются электрические и дизельные экскаваторы с различной кубатурой ковшей, бульдозеры, автопогрузчики, автогрейдеры, более 20 единиц большегрузных карьерных самосвалов, в основном «БелАЗов» разной грузоподъемности, в том числе 11 японских, марки «Коматцу», грузоподъемностью 90 т.
На разрезе «Апартак» имеется полноценная ремонтно-механическая база. Буровзрывные работы здесь выполняются специалистами-взрывниками разреза «Ангренский».
Чтобы обеспечить добычу одной тонны угля, предварительно следует снять в среднем 7–7,5 куб. м вскрышных пород. Поэтому к работам привлечена дополнительная горная техника, с помощью которой были проведены земельные работы объемом почти 4 млн кубометров.
Плановые показатели по добыче и отгрузке – Апартак
В целом разрез выполнил все плановые показатели по добыче и отгрузке. Добыча — 457 тыс. т, отгрузка — 437 тыс. т угля. Таковы показатели 2020 года. В течение 2021 года на разрезе «Апартак» было добыто 768 тыс. т, отгружено потребителям 660 тыс. т угля. В 2022 году показатели по добыче и отгрузке несколько снизились: 469 тыс. т и 651 тыс. т соответственно. В 2023 году предприятие добыло уже более 830 тыс. т, отгрузило потребителям почти 800 тыс. т угля. Основные потребители — обе Ангренские теплоэлектроцентрали, бюджетные организации и население.
Немаловажно участие в работе тяжелой горной техники: экскаваторов, бульдозеров, карьерных самосвалов, железнодорожного транспорта. Привлекается к добыче угля дополнительная техника импортного производства, что значительно ускоряет процесс добычи, сортировки и отгрузки твердого топлива. С этой целью на разрез «Апартак» было решено передать дизельный экскаватор «Хитачи» ЕХ-1200, который до этого момента был занят в забоях разреза «Ангренский» на работах по селективной выемке угля. Что это значит? Чтобы уменьшить количество посторонних примесей в угле и, следовательно, его зольность, специальная машина занимается отделением чистого угля от примесей, выполняет тонкую работу по отбору (селекции), недоступную всей прочей горной технике.
Было введено в эксплуатацию дополнительное оборудование по улучшению качества угля, так называемый сортировочный комплекс, в задачи которого входит отбор и сортировка угольной продукции. Региональные теплоэлектроцентрали в основном используют уголь мелких фракций, так как он лучше горит и при горении выделяет наибольшее количество теплоты. Другим потребителям, в первую очередь населению, идет уголь более крупных фракций.
Приводятся в порядок технологические грунтовые дороги, протяженность которых в один конец варьируется от 2 до 4 км, расширяются дорожное полотно и развилки, укрепляются уклоны. Гравийно-песчаная смесь, добываемая при снятии вскрышных пород, идет на ремонт внутрикарьерных автомобильных дорог в чаше разреза «Апартак».
Что касается полноценной деятельности обоих разрезов — «Ангренский» и «Апартак», скажу, что для нас, горняков, важно увеличение мощности производства, приобретение современного оборудования и техники, обновление тракторно-бульдозерного парка, обеспечение угольных предприятий высококвалифицированными специалистами. Все новое в производственном процессе, безусловно, приветствуется. Разработана концепция 2021–2025 гг. в целях увеличения объемов добычи угля в карьерах открытой разработки «Ангренский» и «Апартак». К 2026 году ангренские горняки должны увеличить объемы добычи угля до 7,1 млн т.
Кроме угля, на открытых карьерах добывается и каолин — особая разновидность глин, горное сырье, пользующееся спросом у потребителей. Каолины Ангренского месторождения бывают белые, серые и пестроцветные. Пестрый каолин по цвету красновато-бурый, сухой и рыхлый. Но стоит пройти дождю, эта рыхлая рыжая субстанция превращается для людей и техники в крутую манную кашу, размокшую и липкую. И даже будучи сухой, она налипает на внутреннюю поверхность экскаваторных ковшей. Вот для этого находчивые машинисты карьера «Апартак» и придумали «зубочистку», которая представляет собой длинную, до пяти метров, тяжелую заостренную железяку. Экскаваторщик прижимает к земле одну ее сторону гусеницами машины, а другую использует в качестве механического средства для очистки зубьев и полости ковша от приставшего к ним каолина.
«Прости меня, земля!» — такую надпись машинисты нередко делают на железных корпусах карьерных экскаваторов. Надпись неслучайна: горняки несколько суеверны и хотят заручиться у матушки-земли успехом в делах. Чтобы могучая природная стихия не гневалась на людей, которые постоянно «роются во чреве», они за это нижайше просят у нее прощения…
Горняк… Профессия, требующая крепкой любви к земле-матушке, невероятной силы и большой личной ответственности. Горняка отличают два основных качества: солидарность и взаимовыручка. И если шахтер шахтеру — друг, товарищ и брат, работа спорится и умножается на три, а то и на все десять!