Формула новых открытий: как компания «Полиметалл» сотрудничает с юниорным бизнесом

Андрей Харайкин

Сегодня более половины мировых месторождений открывают юниорные компании. Эти небольшие, но амбициозные предприятия играют ключевую роль в восполнении минерально-сырьевой базы. В России юниорный сектор только набирает обороты. Дальнейший его рост требует решения первоочередных задач, среди которых привлечение инвестиций и упрощение выдачи лицензий на недропользование. Компания «Полиметалл», один из ведущих производителей золота и серебра в России, уже несколько лет активно сотрудничает с юниорными компаниями и активно поддерживает их развитие.

polymetall-01-678x452

Юниорные компании — это небольшие геолого-разведочные пред-приятия, занимающиеся поиском новых месторождений полезных ископаемых. Они работают на ранних стадиях исследований, а пос-ле подтверждения ресурсов или запасов продают проекты более крупным игрокам. В мировой добывающей отрасли именно юниоры совершают большинство новых открытий, поскольку способны глубоко погружаться в детали конкретного проекта, в отличие от крупных корпораций, чьё внимание сфокусировано на добыче и переработке. Можно сказать, что юниорные компании играют роль своеобразного фильтра, отсеивая неудачные проекты и доводя до стадии подтверждения запасов только перспективные месторождения.

Как живёт юниорный бизнес в России

Число юниорных компаний в России пока нельзя назвать большим. По разным оценкам, их количество варьируется от 50 до 100, при этом самих юниорных проектов — всего несколько десятков. Для сравнения, в Канаде на венчурных и фондовых биржах зарегистрировано более 600 юниорных компаний, в Австралии — более 400. Если же говорить о действующих проектах, то их ещё больше. Когда на рынке работает много юниоров, повышается вероятность обнаружения перспективных месторождений. Приблизительная статистика результативности следующая: из 100 поисковых участков по результатам первых работ лишь 10 окажутся перспективными, и только один из них сможет стать месторождением.

— Можно провести аналогию со спортом: чем больше в стране спортивных школ, тем выше вероятность того, что появятся талантливые спортсмены, которые смогут претендовать на олимпийское золото. В случае с юниорами чем больше проектов запускается на начальном этапе, тем выше вероятность обнаружения крупных и экономически рентабельных месторождений, — объясняет руководитель дирекции технологий и совместных проектов «Полиметалла» Тамара Головина.

Сейчас российских юниорных компаний недостаточно для формирования здоровой конкуренции, что обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, в России мало частных инвесторов, готовых вкладывать средства в ранние стадии геолого-разведочных проектов. В большинстве случаев юниорные компании вынуждены искать финансирование либо у крупных добывающих компаний, либо рассчитывать на собственные ресурсы. Первичные исследования, геофизические работы, бурение разведочных скважин — всё это требует десятков и даже сотен миллионов рублей, которые юниоры в России не могут себе позволить.

В отличие от IT-сектора, где венчурные инвестиции стали привычной практикой, юниорный бизнес всё ещё остаётся малопонятным для потенциальных финансовых партнёров. Многие российские инвесторы привыкли к более быстрым схемам получения прибыли и не готовы вкладывать деньги в геолого-разведочные проекты, которые могут окупиться только через 5–10 лет. Даже несмотря на то, что риски геолого-разведочных проектов более прогнозируемые и управляемые, чем риски

ИТ-стартапов. После каждого полевого сезона результаты проекта можно объективно оценить, например, с помощью экспертизы, и принять решение о целесообразности продолжения инвестиций, в отличие от ИТ-стартапов, успех которых сложно предсказать даже на финальных стадиях разработки.

— Сейчас только крупные компании — профильные инвесторы — обладают достаточной экспертизой для того, чтобы выбирать потенциально интересных юниоров и управлять портфелем таких проектов. При этом мы видим интерес со стороны непрофильных инвесторов к геолого-разведочным проектам, но им сложно провести их качественную оценку. Самим юниорам тоже пока не хватает понимания инвестиционных инструментов, инструментов оценки стоимости их актива и рисков. Сказывается и отсутствие соответствующей отраслевой методической базы — кодексов ресурсной и стоимостной оценки. Поэтому прежде всего необходимо наладить взаимопонимание между инвесторами и юниорами, — отмечает Тамара Головина.

Ещё одной задачей в рамках развития отечественного юниорного направления становится упрощение процедуры получения лицензии на недропользование. Сейчас этот процесс предусматривает наличие договора финансирования на весь период геолого-разведочных работ с необходимостью разработки, согласование проекта на геологическое изучение недр до постановки запасов на государственный баланс, получение разрешений на вырубку леса, аренду земельных участков и ряд других процедур. При этом большая часть юниорных проектов закончится после первого поискового этапа из-за отрицательных результатов изучения недр или негативной технико-экономической оценки целесообразности проведения следующих стадий разведки.

Несмотря на перечисленные сложности, потенциал юниорного бизнеса в России огромен. Повышение прозрачности этого сектора для инвесторов и создание привлекательных условий для юниоров могут серьёзно помочь в восполнении ресурсной базы страны. Сейчас для активной работы наиболее подходящее время, поскольку рынок геологоразведки находится на этапе трансформации, а спрос на новые месторождения только растёт.

Опыт «Полиметалла» в работе с юниорными компаниями

К числу крупных игроков отрасли, которые заинтересованы в стабильном восполнении ресурсной базы, относится компания «Полиметалл». Золотодобытчик активно инвестирует в юниорные проекты, участвуя в совместных предприятиях и предоставляя финансирование на ранних стадиях геологоразведки. На данный момент «Полиметалл» сотрудничает с несколькими юниорными компаниями в разных регионах России, включая Чукотку, Урал, Якутию, Тыву и Коми.

Чтобы стимулировать приток новых геолого-разведочных инициатив, с 2018 года «Полиметалл» проводит ежегодный конкурс юниорных проектов. В последнее время этот конкурс стал важной платформой для взаимодействия юниоров с потенциальными инвесторами, поскольку к нему начали присоединяться и другие золотодобывающие компании. С 2018 по 2024 год в рамках конкурса было рассмотрено 165 заявок на создание совместных с юниорами предприятий на территории РФ, по итогам отобрано около 20 геолого-разведочных инициатив. Прошлый год был рекордным по количеству поступивших заявок — 52. Однако качество представленных проектов остаётся неравномерным.

polymetall-02-678x453

— Одна из главных трудностей — отсутствие чётко сформированной геологической идеи, которая была бы подтверждена логически выстроенными фактами и которую можно было бы оперативно оценить. Для компаний, имеющих своих экспертов-геологов, это не представляет большой сложности, но приходится тратить немало сил и времени, чтобы получить от юниоров нужную информацию, — рассказывает начальник отдела сопровождения юниорных проектов «Полиметалла» Карина Андреева. — Также далеко не все юниорные компании обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы правильно структурировать проект, разработать последовательность реализации работ по достижению цели в рамках геологической идеи и грамотно представить его в инвестиционной среде. Ещё одна зона для развития — презентационные навыки: инвесторам важно видеть чётко сформулированную концепцию, которая может быть реализована в разумные сроки и с понятным уровнем рисков.

Специалисты «Полиметалла» считают, что для решения этих проблем нужно работать над усилением образовательной и методической поддержки юниорных компаний. Значительно повысить уровень представленных инициатив и сделать конкурс более результативным помогут развитие акселераторов юниорных инвестиций, создание специализированных обучающих программ и стандартизация подготовки геолого-разведочных проектов.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку