Олег Анциперов
Летом 2022 года на Эльгинском угольном месторождении добыли 30-миллионную тонну угля. Стремительный старт Эльги под началом нового собственника — это не удача, а результат реализации продуманной до мелочей стратегии развития и ежедневной работы тысяч профессионалов. Разбираемся, из чего складывается эльгинский феномен.
Новое начало
«Эльгауголь» нацелена стать одной из крупнейших компаний по объему добычи и реализации угля», «Эльга постепенно должна превратиться в юго-восточный форпост Якутии», «В Якутии промышленное производство за первые пять месяцев превысило показатели прошлого года» — это только часть заголовков, которые выдает поисковик по запросу «Эльгауголь».
Интересный факт: за последние два с половиной года заголовки статей, связанных с работой компании, как, впрочем, и сами статьи, написаны если не в таком же ключе, то как минимум в русле сдержанного оптимизма. И что совсем не парадоксально в этом случае, так это что дела компании, даже в условиях основательной экономической неопределенности, не расходятся со словами.
В июле 2022 года «Эльгауголь» добыла юбилейную, 30-миллионную тонну угля с того момента, как компания перешла под контроль «А-Проперти» Альберта Авдоляна. Это в шесть с половиной раз больше, чем за все время работы разреза до 2020 года.
Строительство Эльгинского месторождения в Якутии
Интенсивному развитию и тем результатам, что сегодня удивляют угледобывающую отрасль, предшествовала титаническая работа. В первую очередь это стратегическое планирование с понятной и реальной целью. Согласно долгосрочной стратегии компании, уже в середине третьего десятилетия Эльга сможет выдавать на рынок до 45 млн т высококачественного коксующегося угля ежегодно.
Для увеличения объемов добычи потребовалось серьезно нарастить «механический» потенциал предприятия. Это почти полторы сотни самосвалов, десятки современных экскаваторов и мощнейших тепловозов, а также другой вспомогательной техники. В обновление парка горнотранспортного оборудования только в прошлом году было вложено более 36 млрд руб.
Комплексы месторождения
Еще один шаг — строительство нового обогатительного комплекса «Эльгинский». Работа по этому треку идет полным ходом, а в строительстве ежедневно задействовано до тысячи специалистов. Каскад из пяти фабрик (три фабрики мощностью 3,5 млн т в год и две фабрики мощностью 7 млн т в год) позволит довести суммарный объем переработки угля до 24,5 млн т в год. Уже к концу 2022 года будут введены в работу мощности в размере 10,5 млн т, а в следующем году запустят остальные 14 млн т.
Фабрики уникальны как по технологическим решениям, так и по условиям строительства. Якутия — регион прекрасный и в то же время суровый, работы идут в сложнейших геологических и климатических условиях. При их проектировании принята уникальная технология обогащения, которая позволяет извлекать из горной массы максимум полезного компонента.
Среди других отличительных особенностей — замкнутая технологическая схема. На сегодняшний день это наиболее экологичное решение.
Такая схема не предусматривает шламовых отстойников, мелкая порода обезвоживается на фильтр-прессах, а после вывозится автосамосвалами на породный отвал. Вода, задействованная в технологическом процессе, не сбрасывается, а замыкается в его границах. Таким образом, влияние работы фабрик на окружающую природную среду сводится к минимуму.
Ввод в эксплуатацию первой очереди фабрик начнется уже с сентября этого года и до конца 2022 года достигнет 10,5 млн т в год.
Планы на перегонах не меняют
Далее по цепочке — рост добычи потребовал увеличения мощностей собственной железнодорожной ветки. Триста с небольшим километров частной ветки Эльга — Улак серьезно расширились. После всех работ провозная способность частной железной дороги, соединяющей Эльгинское месторождение с БАМом, увеличилась почти в два раза — до 30 млн т.
Вместе с тем в отрасли регулярно поднимается вопрос о расширении пропускной способности Восточного полигона. Эльга уже занимала значительные объемы по этому направлению, а в условиях, когда восток оказался максимально востребованным у самой широкой категории грузоотправителей, создание альтернативного маршрута для бесперебойной поставки Эльгинского угля потребителям в АТР стал оптимальным решением.
Компания приступила к строительству собственной железнодорожной ветки от Эльгинского угольного месторождения к побережью Охотского моря и порта Эльга в ее конечной точке. Финансовым партнером проекта по строительству стал Газпромбанк. Совокупные затраты на реализацию оцениваются в 136,5 млрд руб.
Банк уже предоставил бридж-кредит в размере 40 млрд руб. Эти средства пойдут на разработку проектно-сметной документации, строительно-монтажные работы и другие цели, связанные с реализацией проекта.
Сильное звено
Самая современная техника, сколько бы много ее ни было, требует профессионального подхода. Поэтому еще одно важнейшее звено — это кадровое усиление. Сейчас на месторождении одновременно на всех проектах задействовано около шести тысяч сотрудников. Каждый из них обеспечен комфортными условиями труда, хорошей зарплатой и социальным пакетом. С ростом производства и вводом в эксплуатацию новых мощностей потребность в кадрах будет возрастать — только для работы на обогатительных фабриках компании потребуется 1,5 тыс. специалистов. Кстати, набор на этот фронт уже открыт.
Дом, в котором
С приближением к стратегическому ориентиру по годовой добыче в 45 млн т число профессионалов на месторождении увеличится как минимум втрое. Поэтому в июне акционеры и менеджмент компании приняли решение о строительстве на Эльге дополнительного жилого фонда.
Он будет включать в себя общежития для инженерно-технических работников и рабочих, столовые, административно-бытовые комбинаты, а также медицинский центр с поликлиникой, стационаром и отделением скорой помощи.
Новости Эльгинского месторождения угля
По масштабам и размаху работ развитие Эльгинского угольного месторождения мало в чем отстает от легендарных социалистических проектов времен индустриализации. Конечно, с поправкой на современный экономико-социальный уклад. Это тот проект, который действительно впечатляет не только идеей, но и динамикой ее реализации.
Возвращаясь к теме заголовков, форпостом юго-востока Якутии Эльга, может быть, и не станет (нет), но локомотивом блестящего будущего Дальнего Востока — без сомнения. Причем за этим становлением мы можем наблюдать уже сейчас.