12 млн т добычи угля в год, до 24 млн т перевалки угля ежегодно. Крупнейшая угольная шахта в России и один из самых крупных угольных терминалов в стране запущены в этом году группой компаний «Колмар» в Нерюнгринском районе Якутии.
Уникальные, по словам генерального директора АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Дмитрия Тетенькина, проекты способствуют созданию сопутствующих производств, масштабной железнодорожной и энергетической инфраструктуры в ДФО и развитию региона в целом.
«Инаглинская»: крупнейшая в России
«Все здесь, на Дальнем Востоке…»
В якутском городе Нерюнгри ГК «Колмар», резидент ТОР «Южная Якутия», дала старт работе первой очереди шахты «Инаглинская» и фабрики «Инаглинская-2».
ГОК «Инаглинский» ведет отработку запасов Чульмаканского и Верхне-Талуминского каменноугольных месторождений. Общий объем инвестиций — более 72 млрд руб., при этом будет создано 4 045 рабочих мест. К настоящему времени уже создано более 2,5 тыс. рабочих мест и фактически трудоустроено 1,7 тыс. человек. Осуществлено инвестиций в размере 20 млрд руб.
Строительство горно-обогатительной фабрики «Инаглинская-2» и шахты «Инаглинская» на территории опережающего развития «Южная Якутия» осуществлялось при финансовой поддержке Фонда развития Дальнего Востока и Арктики. Инвестиции фонда (4 млрд руб.) на начальной стадии реализации проекта дали важный импульс для развития угледобычи в Южной Якутии и помогли инициатору проекта привлечь дополнительное банковское финансирование.
Приветственное слово акционерам и сотрудникам ГК «Колмар» отправил вице-премьер — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. «Сегодня начинает свою работу крупнейшее производство на Дальнем Востоке, которое объединяет в единый комплекс шахту, фабрику по переработке полезных ископаемых и современный морской угольный терминал для транспортировки готовой продукции в страны АТР. Такого строительства в угледобывающей отрасли современной России еще не было», — отмечается в приветственном слове. По мнению Юрия Трутнева, «это пример успешной совместной работы государства и бизнеса, результат применения новых инструментов развития Дальнего Востока — ТОР и свободного порта».
Приветственный адрес на запуск первой очереди шахты «Инаглинская» и обогатительной фабрики «Инаглинская-2» направил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. «На мой взгляд, знаково, что «Инаглинская» и одноименная обогатительная фабрика появились именно на Дальнем Востоке. Наши преференциальные режимы позволили запустить крупнейшие стройки в России. Инвесторы выбирают ТОР и свободный порт Владивосток. Отдача — вот она, мы видим ее в эти минуты. Шахта и обогатительная фабрика компании «Колмар» — часть масштабного отечественного проекта по добыче, переработке и транспортировке угля. Соблюдены все экологические требования. Рабочие места, отчисления в бюджеты — все здесь, на Дальнем Востоке», — говорится в поздравлении.
Впервые со времен СССР
Шахта «Инаглинская» станет самой крупной шахтой на Дальнем Востоке и в России. Это один из самых амбициозных проектов угольной отрасли страны — таких строек не было со времен Советского Союза. Реализация проекта осуществляется в две очереди, с поэтапным увеличением добывающих мощностей до 12 млн т в год. Отработка пластов предусматривается с применением очистных механизированных комплексов и методом КСО.
Вскрытие запасов шахты «Инаглинская» осуществляется наклонными стволами. В одновременной работе шахты первой очереди планируется один очистной забой, отрабатывающий запасы угля системой разработки длинными столбами (ДСО), два очистных забоя, осуществляющих добычу угля методом КСО, и до семи подготовительных забоев.
Шахта «Инаглинская» отнесена к первой категории по газу, так как имеет довольно низкий уровень газоносности пластов. Проведение горных выработок осуществляется с использованием проходческих комбайнов Sandvik Mining и самоходных электрических вагонов производства корпорации Komatsu-Mining Corp (Joy). Для добычи угля длинными столбами смонтирован и запущен в работу очистной механизированный комплекс компании FAMUR (производство «Польские машины», Польша), с очистным комбайном Eickhof, производительностью 200–300 тыс. т в месяц.
Это уже второй комплекс, поставленный для предприятий группы компаний «Колмар» в период с 2018 года. На площадке шахты «Инаглинская» введены в эксплуатацию необходимые помещения для организации качественной и бесперебойной работы техники и оборудования: бокс для ремонта горно-шахтного оборудования, бокс для ремонта и обслуживания погрузочно-доставочных машин, здание военизированной горноспасательной команды, главная вентиляторная и модульная калориферная установки, необходимые для обеспечения шахты свежим теплым воздухом. В шахте «Инаглинская» трудится 645 горняков, после строительства второй очереди объекта общая численность работающих на шахте составит 1 900 человек.
Масштабное обогащение
Запущена в работу обогатительная фабрика «Инаглинская-2» мощностью 12 млн т угля в год для переработки угля, добываемого шахтой «Инаглинская».
Строительство обогатительной фабрики «Инаглинская-2» реализовано при участии в проектных работах, поставке и монтаже оборудования китайского партнёра Beijing CATIC Industry Limited («Компания ООО «Пекинская компания машины и оборудование АВИК Мэйлинь»), хорошо зарекомендовавшего себя при строительстве обогатительной фабрики «Денисовская» в 2018 году.
Промплощадка обогатительной фабрики сов-мещена с поверхностным комплексом шахты «Инаглинская», что позволит сократить расходы на доставку рядового угля от шахты до фабрики.
Компоновка основных зданий и сооружений фабрики максимально использовала существующий рельеф, что позволило сократить перепады высот и протяженность внешних коммуникаций.
Погрузка концентрата и промпродукта с фабрики «Инаглинская-2» осуществляется в железнодорожные полувагоны. Для приема порожних вагонов и отправки груженых составов построены подъездные пути и железнодорожная станция.
На фабрике запроектирован замкнутый водно-шламовый цикл без использования внешних гидротехнических сооружений. Предусмотрено сгущение отходов флотации в радиальных сгустителях с применением эффективных флокулянтов и обезвоживание на камерных фильтр-прессах. Это позволяет исключить применение наружных шламовых отстойников и существенно сократить воздействие на окружающую среду. Кроме того, в целях снижения пыления построен крытый склад товарной продукции.
На ОФ «Инаглинская-2» предусмотрены наиболее эффективные технологические процессы обогащения и обезвоживания угля, применяемые в мировой практике для углей трудной категории обогатимости. Дефицитные марки углей К и КЖ, являющиеся ценным технологическим сырьем для черной металлургии, способны давать высококачественный кокс не только при самостоятельном коксовании, но и позволяют привлекать для коксования значительное количество недефицитных слабоспекающихся углей, что значительно повышает их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
На фабрике «Инаглинская-2» трудится более 200 работников. Плановая численность на первую очередь — 470 человек. После строительства второй очереди объекта общая численность фабрики составит 806 человек.
Региональное значение
«Я уверен, что за этим проектом последуют другие проекты, не менее мощные, не менее красивые, серьезные, которые будут двигать вперед экономику и Якутии, и в целом нашей страны. Проект реализуется при поддержке президента страны, при участии полпреда президента РФ Юрия Петровича Трутнева, Минвостокразвития. С появлением нового механизма поддержки инвесторов — ТОР — проект получил возможность реализоваться. Мало кто верил, когда это все начиналось, что все будет реализовано в такие короткие сроки», — сказал во время торжественной церемонии открытия глава Республики Саха (Якутии) Айсен Николаев.
В целях государственной поддержки инвестиционного проекта ГОК «Инаглинский» за счет федеральных средств реализуется строительство железнодорожной инфраструктуры (завершение — апрель 2021 г.) и планируется строительство подстанции «Налдинская» с заходами ВЛ 220 кВ.
Все предприятия группы «Колмар» расположены на территории Дальнего Востока, поэтому реализация новых инвестиционных проектов вносит существенный вклад в экономическое развитие ДФО и способствует решению государственных задач по расширению доли экспорта российского угля.
«Фабрика заработала. Сейчас с нашими китайскими партнерами мы дорабатываем автоматизацию, технологические процессы. Первый концентрат с фабрики отгрузили на Ванино. В наших планах совместно с Минвостокразвития, правительством республики продолжать проект: построить металлургический комбинат, построить новые перерабатывающие заводы. Мы готовы смотреть эти проекты и идти вперед», — сообщил генеральный директор УК «Колмар» Артем Левин.
Генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Дмитрий Тетенькин отметил: «Сегодня в Нерюнгринском районе созданы не только масштабные проекты угледобывающей компанией «Колмар», но и кластер, экосистема для развития сопутствующих производств и предприятий и, следовательно, социально-экономического развития региона. Это лишь один из примеров того, как совместная работа Корпорации развития Дальнего Востока и Минвостокразвития России влияет на достижение таких результатов. Мы и в дальнейшем планируем помогать этому уникальному для Республики Саха проекту — впереди строительство масштабной энергетической и железнодорожной инфраструктуры, которая позволит выйти компании на полную мощность и стать еще более значимой точкой роста не только для Якутии, но и для ДФО в целом».
Угольный терминал в Ванино: в пятерке первых
Первая очередь
Группа компаний «Колмар» ввела в эксплуатацию современный угольный терминал «ВаниноТрансУголь» в целях перевалки высококачественных коксующихся углей, добываемых в Южной Якутии на горно-обогатительных комплексах «Денисовский» и «Инаглинский».
Инвестиционный проект по строительству в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля реализуется в два этапа: в 2020 году вводится в эксплуатацию комплекс для перевалки угля мощностью 12 млн т в год, на втором этапе, в 2023 году, мощности будут увеличены до 24 млн т.
Первая очередь специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке (морской порт Ванино) введена в эксплуатацию. В рамках инвестиционного соглашения с АО «ВаниноТрансУголь» по реализации проекта ФГУП «Росморпорт» создаст объекты федеральной собственности. В настоящий момент предприятие формирует акваторию будущего терминала.
Строительство операционной акватории причалов № 1 и № 2, а также акватории разворотной зоны обеспечит безопасный подход судов типа СН-115 длиной 266 м, шириной 40,5 м и осадкой в грузу 15,4 м к причалу № 1 и судов типа СН-163 длиной 292 м, шириной 45 м и осадкой в грузу 17,1 м к причалу № 2.
Общий объем инвестиций в проект составляет 45,33 млрд руб., из них 1,35 млрд руб. — в объекты федеральной собственности.
Реализация проекта обеспечит прирост перегрузочных мощностей в объеме 24 млн т в год к 2023 году, в частности, на первом этапе будет обеспечена мощность в 12 млн т.
На предприятии создано 376 рабочих мест, по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока, на этапе выхода предприятия на проектную мощность их количество будет увеличено до 750.
Безопасность — в приоритете
«Специализированный терминал построен с нуля на отдалении 8 км от поселка Ванино и учитывает все самые современные требования к перевалке пылящих грузов. Выгрузка и погрузка угля будет идти закрытым способом. Созданы специальные защитные системы орошения, для этого установят водные пушки. Мы вложились и профинансировали установку дорогостоящего оборудования, чтобы учесть все требования и не нарушить экологический климат в регионе. Наш терминал — один из самых безопасных в мире и по мощности войдет в пятерку крупнейших в России», — рассказала председатель совета директоров ООО «Колмар Груп» Анна Цивилева.
Объект АО «ВаниноТрансУголь» отвечает самым высоким мировым требованиям экологической безопасности. При перевалке угля через собственный терминал в морском порту резидент СПВ будет использовать современное оборудование производительностью 6 тыс. т в час: вагоноопрокидыватели, конвейерные галереи и пересыпные станции, стакеры-реклаймеры и судопогрузочные машины. Построен причал, создана вся внутренняя инфраструктура: линия электропередачи, подъездные железнодорожные пути и вся планировка местности.
Сразу в двух преференциальных режимах
Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев отметил: «Пять лет назад проект был признан приоритетным Правительством РФ. Без сомнения, таковым он является для Хабаровского края. Для нас ввод терминала — это дополнительные налоги, 450 новых рабочих мест, которые преимущественно займут жители нашего края. Это ванинцы, совгаванцы. С нашей стороны приоритетом является соблюдение экологической и промышленной безопасности, природоохранного законодательства. Здесь мы союзники с местными жителями и бизнесом, который соблюдает все эти условия».
Строительство современного угольного терминала является продолжением развития единого производственно-логистического комплекса группы компаний «Колмар» по добыче полезных ископаемых, их переработке, транспортировке и перевалке для дальнейшего экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня компания активно сотрудничает с крупнейшими металлургическими компаниями Китая и Японии. Также ведутся переговоры о поставках угольного концентрата в Индию.
«Группа компаний «Колмар» реализует свои проекты и использует выгоды сразу двух преференциальных режимов, которые курируются Минвостокразвития России и корпорацией. Так, на ТОР «Южная Якутия» в качестве якорного резидента инвестор реализует два грандиозных угледобывающих проекта, осуществляющих полный цикл производства угольного концентрата, — горно-обогатительные комплексы «Денисовский» и «Инаглинский». А в статусе резидента СПВ создает собственный перевалочный угольный терминал в посёлке Ванино Хабаровского края. Все работы идут по графику. И управляющая компания со своей стороны делает все возможное, чтобы проект был реализован в срок. Востребованность, высокий спрос со стороны инвесторов на уникальные инвестиционные условия, которые обеспечивают преференциальные режимы, являются самыми главными показателями эффективности нашей работы», — подчеркнул генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Дмитрий Тетенькин.
Напомним, резидентам преференциальных режимов, заключившим соглашения с управляющей компанией ТОР и СПВ, доступны нулевой налог на прибыль, имущество и землю в течение первых пяти лет; нулевые ввозные и вывозные таможенные пошлины; льготное кредитование; льготные ставки арендной платы; облегченный режим государственного и муниципального контроля; пониженные тарифы страховых взносов; обнуление налога на добавленную стоимость на импорт для переработки. Для резидентов ТОР управляющая компания совместно с региональными органами власти создает инфраструктуру, необходимую для реализации ин-вестиционных проектов.
В 2015 году между Минвостокразвития России и инвестором АО «ВаниноТрансУголь» было заключено соглашение о выделении инфраструктурной субсидии. В период 2015–2017 годов была выделена субсидия в размере 3,2 млрд руб. на железнодорожную инфраструктуру (построена, вводится в составе транспортно-перегрузочного комплекса) и внешние сети электроснабжения 110 кВ (введено в эксплуатацию в 2018 году).
В приоритете у ВЭБ РФ
В финансировании проекта принимает участие ВЭБ.РФ. В рамках синдицированного кредита банк профинансирует более трети стоимости первой очереди проекта. Инвестиции в создание современной портовой инфраструктуры являются одним из важнейших приоритетов ВЭБ.РФ. Объем финансирования от банков-партнеров в рамках программы «Фабрика проектного финансирования» составит 34 млрд руб., на сегодняшний день уже предоставлено 29 млрд руб.
Угледобывающий холдинг «Колмар» дважды резидент: по соглашениям с Корпорацией развития Дальнего Востока на ТОР «Южная Якутия» в качестве якорного инвестора компания реализует проекты по созданию ГОК «Денисовский» и «Инаглинский», а в статусе резидента СПВ реализует проект «Строительство в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля».
Вклад в экономику
В 2018 году в экономику Нерюнгринского района только в рамках ТОР «Южная Якутия» «Колмар» инвестировал 14,5 млрд руб. В настоящее время объем инвестиций составляет 40,1 млрд руб. Всего же в рамках ТОР в угледобывающие проекты компанией запланировано вложение 104,6 млрд руб. 4,9 тыс. работников трудятся на предприятиях в настоя-щее время, в результате полной реализации проектов будет создано более 6,4 тыс. рабочих мест.
Кроме того, по соглашению с КРДВ на ТОР «Южная Якутия» запущено в работу ООО «Ремонтно-производственная база «Колмар». Предприятие, расположенное в поселке Чульман, выполняет комплексный ремонт и обслуживание горного и вспомогательного оборудования для якорного резидента ТОР. Также инвестор обеспечивает перевозку горняков и доставку грузов. В рамках соглашения с КРДВ резидент инвестировал в проект 862,2 млн руб. и создал 689 рабочих мест. На дальнейших этапах развития бизнеса вложения возрастут до 1,8 млрд руб., а штат сотрудников расширится до 867 человек.
В ходе реализации проекта АО «ВаниноТрансУголь» «Колмар» уже осуществил инвестиции в объеме 29,4 млрд руб. из запланированных 49 млрд руб.
СПРАВКА
Группа компаний «Колмар»
«Колмар» реализует два грандиозных угледобывающих проекта на территории Южной Якутии, осуществляющих полный цикл производства угольного концентрата с последующей отгрузкой через собственный угольный терминал в порту Ванино Хабаровского края.
АО «ГОК «Денисовский» — якорный резидент ТОР «Южная Якутия» — отрабатывает запасы Денисовского каменноугольного месторождения. ГОК «Денисовский» лидирует в России по эффективности добычи методом камерно-столбовой отработки (КСО). На территории ГОКа действует участок открытых горных работ, шахты «Денисовская» и «Восточная Денисовская», а также обогатительная фабрика «Денисовская» мощностью 6 млн т угля в год.
АО «ГОК «Инаглинский» — якорный резидент ТОР «Южная Якутия» — отрабатывает запасы Чульмаканского каменноугольного месторождения и Верхне-Талуминского каменноугольного месторождения. В настоящее время на территории ГОКа действует участок открытых горных работ, шахта «Инаглинская», обогатительные фабрики «Инаглинская-1» и «Инаглинская-2», проектная мощность которых после окончания строительства составит 14 млн т угля в год.
ООО «Ремонтно-производственная база «Колмар» — резидент ТОР «Южная Якутия» — изготавливает большой спектр запасных частей для горной техники и производит ремонт оборудования для нужд предприятий ГК «Колмар».
Терминал АО «ВаниноТрансУголь» — резидент свободного порта Владивосток — предназначен для перевалки потребителям в страны АТР высококачественных коксующихся углей, добываемых в Южной Якутии на горно-обогатительных комплексах «Денисовский» и «Инаглинский».
Проектная мощность после окончания строительства составит 24 млн т угля в год. Терминал оснащён высокопроизводительным оборудованием для перевалки угля и самыми современными технологиями подавления угольной пыли.