АЛРОСА: диспетчеризация горных работ — ключ к повышению эффективности горнотранспортного комплекса

Анна Кислицына

Повышение производительности техники, оперативный контроль работы парка оборудования, снижение рисков простоев — лишь немногие из итогов реализации проектов по диспетчеризации на предприятиях АЛРОСА. Компания ведет планомерную работу в этом направлении уже более пяти лет: в период с 2019 по 2020 г. первые системы диспетчеризации были внедрены и протестированы на трех ГОКах. Однако в 2021 году наступил новый этап трансформации — в АЛРОСА начали внедрять отечественные решения, реализуемые в сотрудничестве с «Цифрой», отечественной компанией на российском рынке цифровизации промышленности.

alrosa-01-678x452

АСД ПГР: удачный старт на «Удачном»

Пилотной площадкой для начала перехода на российские системы диспетчеризации был выбран подземный рудник «Удачный». Как пояснил Ренат Муниров, руководитель направления «Диспетчеризация и аналитика» управления трансформации производственного блока АЛРОСА, этот производственный объект был самым сложным с точки зрения реализации такого проекта.

alrosa-02-678x288

— Внедрять подобные изменения для подземных работ намного труднее, чем для открытых работ, — отметил он. — Добыча на «Удачном» ведется на глубине 600 метров, а система диспетчеризации, в том понимании, в котором мы знаем ее сейчас, тогда на предприятии не использовалась. Необходимо было не просто оснастить технику оборудованием, а выстроить новую систему управления горнотранспортным комплексом — превратить диспетчерскую в «центр управления операциями». Однако при всех этих сложностях мы знали: если получится реализовать проект на «Удачном», значит, получится и тиражировать его на другие объекты компании.

Внедрение автоматизированной системы диспетчеризации подземных горных работ (АСД ПГР) потребовало проведения масштабных изменений на предприятии. Во-первых, весь парк подземной техники, насчитывавший в тот момент 48 единиц, оснастили специализированными средствами мониторинга: датчиками скорости, датчиками давления гидравлических элементов, системой позиционирования и средствами приема-передачи данных. При помощи установленных датчиков проводится полный сбор информации о работе конкретной машины в онлайн-формате: это могут быть данные о местоположении на руднике, загруженности, корректности работы узлов и т. д.

alrosa-03-678x414

Второй задачей стало обеспечение передачи собранных данных в диспетчерскую в режиме реального времени. Для этого было решено использовать беспроводные сети: на территории «Удачного» разместили более 140 точек Wi-Fi, которые принимают информацию от датчиков, находящихся в зоне действия, и передают ее в диспетчерскую.

Третий не менее важный этап коснулся изменения работы диспетчеров. Основываясь на опыте, полученном при работе с импортным программным обеспечением (ПО) в 2019–2020 гг., специалистам предстояло создать уникальное решение, которое включало бы в себя весь требуемый функционал. В частности, необходимо было обеспечить непрерывный мониторинг технологического процесса, а также оперативное оповещение диспетчера о допущенных отклонениях (к примеру, об изменении скоростного режима, увеличенном времени простоя и пр.) и причинах их возникновения.

alrosa-04-678x433

Разработанное решение позволило наглядно представлять необходимые данные о ходе работ со всех участков рудника на информационных панелях в диспетчерской. На мониторах, в частности, представлена т. н. «карта рабочего времени», отражающая:

•           статус техники и ее местоположение;

•           показатель эффективности работы каждой машины;

•           скорость перемещения техники;

•           и др.

Таким образом, диспетчерская стала «центром управления операциями»: была создана современная цифровая среда, благодаря которой специалисты могут отследить весь процесс добычи — от момента выработки и до подачи сырья на поверхность, контролировать степень загрузки оборудования на каждом этапе и оперативно перестраивать работу в зависимости от ситуации — например, перенаправлять технику на другой участок.

alrosa-05-678x409

В рамках реализации проекта для обеспечения постоянной связи между диспетчерами и шахтерами был создан специальный мессенджер, который функционирует при помощи служебной сети связи. Диспетчер может направлять сообщения операторам техники как по отдельности, так и в массовой рассылке. В свою очередь, машинисты при помощи мессенджера могут также подать необходимый запрос в центр управления операциями.

На «Удачном» реализация проекта проводилась в течение двух лет. Полученный результат оправдал ожидания — эффективность работы техники возросла на 12 %. Повлияли внедренные изменения и на более масштабные, системообразующие процессы: АСД ПГР позволила создать прозрачную рабочую среду и сформировать актуальную базу данных о работе техники, которые в компании используются для анализа и поиска возможностей для оптимизации.

На открытой площадке

После первых результатов, продемонстрированных на «Удачном», было принято решение внедрять систему и на других предприятиях АЛРОСА. Второй площадкой для тиражирования опыта был выбран Мирнинско-Нюрбинский ГОК. Хотя общий алгоритм остался прежним, тем не менее по ходу внедрения были внесены и некоторые изменения — ведь в отличие от «Удачного» на Мирнинской площадке проект реализовывался для открытых горных работ.

Решение осуществлялось на базе АСУ ГТК «Карьер» от «Цифры». К системе было подключено 59 единиц техники. Как и в случае с «Удачным», все машины оснастили необходимыми средствами мониторинга и системами позиционирования, чтобы диспетчер в режиме реального времени получал информацию о маршрутах, загрузке техники, ее состоянии и статусе, скоростных режимах и др. Предусмотрены и средства оперативного контроля процесса для машинистов техники: в кабинах были установлены бортовые экраны, на которых отображаются данные о количестве совершенных рейсов, виде перевозимого сырья и пр.

На данной площадке АЛРОСА впервые оснастила системой диспетчеризации бульдозерную технику для получения прозрачных данных о статусах работы как под нагрузкой, так и при холостом ходе. В дополнение был реализован инструмент контроля расхода и слива топлива на горной технике.

Были внедрены и интересные инициативы, которые позволили оптимизировать ряд важных операций. Например, на ГОКе были сформированы пит-стоп-бригады: в состав такой команды входят механик по горному оборудованию, специалист по технологическому транспорту и два слесаря. Главная задача бригады — проведение оперативного обслуживания техники в период ее вынужденного простоя, например, во время обеденного перерыва машиниста. За 30 минут работники успевают провести заправку, смазку, осмотр важных узлов и деталей.

Диспетчерская, как и на «Удачном», превратилась в «центр управления операциями»: сотрудники отслеживают все, что происходит на площадке, и с большей оперативностью реагируют на любые отклонения от нормальной работы горнотранспортного комплекса: технические неисправности, превышение скоростного режима и др. В результате удалось добиться значительного повышения производительности — например, эффективность работы большегрузных самосвалов возросла на 17 % за счет оптимизации управления транспортными потоками, а простои уменьшились вдвое.

Автоматизированная система диспетчеризации: все больший охват

В 2023 году работа по внедрению автоматизированной системы диспетчеризации продолжилась сразу на двух предприятиях: руднике «Айхал» Айхальского ГОКа и карьере «Зарница» Удачнинского ГОКа.

На Айхале специализированными датчиками и бортовыми комплексами оснастили шесть ПДМ и восемь подземных самосвалов. Также построили надежную систему беспроводной связи, которая обеспечит связь между машинистами и диспетчерами: в состав сети войдет 21 Wi-Fi-роутер. Стоит отметить, что ПО, разработанное для «Удачного», со временем приобретает все большее количество возможностей — например, операторы «Айхала» будут получать оперативное оповещение об увеличении времени погрузки в сравнении с установленным показателем: при отклонении на экране появится соответствующий индикатор. Таким образом, диспетчер сразу сможет связаться с машинистом, выяснить причины возникшей задержки и предложить необходимое решение.

В конце 2023 года стартовал монтаж оборудования диспетчеризации на карьере «Зарница» и ВТП (внутреннем технологическом проезде между месторождением Верхняя Муна и г. Удачным). Специалисты центра управления операциями уже приступили к оперативному управлению техники на карьере «Зарница», и им еще предстоит работать над достижением результатов. И тут не обошлось без новшеств — для контроля состояния дорожного полотна и своевременного проведения ремонта разработан инструмент получения скорости перемещения техники на участках дорог.

До середины 2024 года АЛРОСА полностью завершит внедрение автоматизированной системы диспетчеризации на «Зарнице» и ВТП. Параллельно также будут идти работы по реализации проекта на последнем предприятии компании — руднике «Интернациональный». Применение современных средств диспетчеризации позволит значительно увеличить производительность комплекса, а создание четкой и прозрачной системы управления позволит выявить направления для дальнейшей оптимизации производственных работ.

Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку