Автор: Наталья Ланцова
Научный подход помогает российскому геологу в поисках крупных залежей благородного металла.
Платина относится к самым редким металлам. В природе она встречается в 30 раз реже, чем золото, а ежегодная мировая добыча не достигает и 100 тонн. При этом промышленное использование платины, которое уже насчитывает два десятка направлений, постоянно расширяется, а значимость растет. Использование платины в производстве водородного топлива заставляет экспертов говорить о ней как об одном из ключевых элементов глобальной декарбонизации и формирующейся водородной экономики. Дефицит платины и растущая потребность в ней делают важнейшей задачу поиска залежей и добычи металла, говорит Юрий Телегин, международный эксперт в области геологоразведки, генеральный директор «Аятской компании». На счету Юрия Телегина – открытие одного их крупнейших в мире месторождений платины Дарвендейл в Зимбабве, промышленных залежей платины на Урале, нескольких российских месторождений золота. Как происходит разведка и добыча благородных металлов, почему в геологии важны смелые научные гипотезы и какие месторождения будут определять производство платины в будущем, разбираемся вместе с Юрием Телегиным.
Переоткрытие Урала: Светлоборский платиновый проект
Значительный объем накопленной в мире платины, не менее 500 тонн, – с Урала. В начале XX века, до открытия платиновых месторождений в Южной Африке, которая сегодня оставила далеко позади всех конкурентов в добыче, доля Урала в мировом производстве доходила до 95%. Однако сейчас уральские россыпи платины – месторождения в речных наносах, образовавшиеся за счет разрушения окружающих гор, практически полностью отработаны.
Долгое время геологи вели на Урале поиски, полагая, что, если платина попадала в реки с окружающих гор, значит, и там должны существовать ее месторождения – так называемые коренные месторождения. Такие скопления действительно были обнаружены, однако по своим масштабам они оказались несопоставимы с россыпями, так что геологическое сообщество весьма скептически относилось к дальнейшим перспективам региона. В начале 2000-х Юрий Телегин организовал проект, результатом которого стало открытие на Урале первого за столетие промышленного месторождения платины.
К тому времени Юрий Телегин был опытным геологом с многолетней практикой работы на Чукотке, в составе Чаунской геологоразведочной экспедиции, история которой легла в основу культового романа Олега Куваева «Территория», а позднее – в крупной канадской горнорудной компании «Пласер Доум Интернэйшнл», которая развивала свой бизнес на пяти континентах и занималась в том числе разведкой платины и золота в России.
«В 2003 году, после того как в “Пласер Доум Интернэйшнл” приняли решение уйти из России, я создал юниорную компанию “Невьянская группа»”, нацеленную на венчурные проекты, и инициировал платиновый геологоразведочный проект на Светлоборской площади. Прежде в этом месте не было выявлено не только коренных месторождений, но и рудопроявлений платины», – говорит Юрий Телегин.
В основе поисков лежала научная концепция, разработанная Телегиным, в которой он объединил опыт предшественников с открытиями конца XX века. Геолог предположил, что коренные месторождения платины необходимо искать в магматической горной породе дуните. Именно дунит был источником россыпей платины в реках в районе Светлого Бора, однако попытки найти месторождения в горах, которые геологи вели последние 100 с лишним лет, не увенчались успехом: в твердых породах не было обнаружено залежей, которые имели бы экономическую ценность, поэтому дунит единогласно сочли бесперспективным.
Опираясь на свою концепцию, Юрий Телегин составил план работ и организовал геологоразведочный проект под своим руководством. В результате на Светлоборской площади были обнаружены зоны прежде неизвестного типа платинового оруденения с промышленными запасами металла. В дальнейшем проектом занималась крупная российская золотосеребряная компания «Полиметалл», вложившая в геологоразведочные работы не менее 200 млн рублей и в 2019 году поставившая на государственный баланс запасы первого в истории Урала рудного платинового месторождения. Открытие Светлогорского месторождения, сделанное Юрием Телегиным, показало, что у уральской платиновой промышленности есть не только богатое запасами прошлое, но и будущее.
Африканские копи: открытие крупнейшего месторождения в Зимбабве
Платиновые месторождения имеют свой ресурс. Например, самая крупная в мире шахта «Импала» в Южной Африке уже к 2035 году исчерпает запасы металла и закроется. Поэтому так важны поиски новых мест на Земле с промышленным содержанием платины. Научная интуиция и знание геологии платиновых месторождений, позволившие Юрию Телегину обнаружить прежде неизвестные запасы платины на Урале, помогли ему и в Зимбабве, куда его в 2006 году как известного эксперта пригласила крупная российская государственная компания для поисков месторождения.
«Зимбабве – страна, которая входит в первую тройку производителей платины в мире. Для меня это был своего рода параллельный проект, но я всегда с удовольствием брался за такую работу», – вспоминает Юрий Телегин.
Первоначально руководство компании планировало получить лицензию на одну площадь, однако Телегин, проанализировав геологические данные по региону, убедил их выбрать другую – Дарвендейл. В итоге организованных и проведенных Юрием Телегиным поисковых работ геологи обнаружили одно из крупнейших в мире месторождений платины, с доказанными запасами в 19 тонн и ресурсами с учетом других драгоценных и полудрагоценных металлов – в 755 тонн. Что касается запасов элементов платиновой группы на площади, которую планировали к покупке первоначально, то они оказались в 20 раз меньше.
Горнорудный проект был продан консорциуму российских компаний за 300 млн долларов, а сегодня капитализация владеющей Дарвендейлом компании выросла до 600 млн долларов. Вложенные в развитие проекта инвестиции оцениваются в 2 млрд долларов, организация финансирования, которое позволит построить рудник и обогатительную фабрику, продолжается. Планируется, что Дарвендейл будет работать в течение 40 лет. Благодаря участию Юрия Телегина компания, которая пригласила его в качестве консультанта, получила проект с хорошей капитализацией, а мировая платиновая промышленность – ценное месторождение.
Продолжение поисков: золото и снова платина
Для России Урал – родина не только платиновой промышленности, но и золотой, которая началась в 1748 году с Березовского месторождения, находящегося к северо-востоку от Екатеринбурга. Сегодня основная часть российского золота добывается в Сибири и на Дальнем Востоке, а на долю Урала приходится чуть более 5% золотодобычи страны. Юрий Телегин помогает Уралу вернуть славу и золотодобывающего региона.
Продолжая свою юниорную геологическую деятельность, наряду с платиновыми проектами Телегин разрабатывает и развивает на Урале золотые. На одной из площадей, где он ведет исследования и разведку, Аятской, геолог уже открыл золотое месторождение. Сейчас проект находится на стадии опытно-промышленной разработки, и уже в этом году здесь должны добыть и переработать первую порцию золотой руды. Продолжаются поисковые и оценочные работы на другой площади, Сербишной.
Одновременно Телегин ведет платиновые проекты. Этот металл он называет главным предметом своего исследовательского и производственного интереса. Геологоразведочные работы, развернутые им на Светлоборской и Каменушинской площадях, ведутся в соответствии с его научной концепцией. Открытые Юрием Телегиным коренные месторождения развиваются, идет работа по увеличению запасов и началу добычи.
Важная особенность научного подхода Телегина заключается в том, что он применим не только к уральским месторождениям. Характерные геологические формации, связанные с платиновым оруденением в районе Светлого Бора, так называемые ультраосновные интрузии урало-аляскинского типа, можно найти и в других регионах. Поэтому концепция Телегина сохраняет свою актуальность и в будущем может привести к открытию новых месторождений, причем не только в России.
Платина остается крайне востребованным металлом, недаром некоторые западные компании уже приступили к поискам этого металла в космосе и начали запускать космические корабли на астероиды. Однако Юрий Телегин уверен, что платины вполне достаточно и в недрах Земли – дело за геологами, которые должны ее отыскать. Интуиция, научная смелость и глубокое практическое знание геологии – залог успеха в этих поисках.