Журнал "Глобус: геология и бизнес"

Автоматизация в АЛРОСА: ключевые проекты в Дальневосточном регионе

cropped-alrosa-01-678x381

Анна Кислицына

Информационно-аналитическая система экологического мониторинга и информационная система «Безопасность производственной деятельности» АЛРОСА в 2022 году признаны 1С лучшими региональными проектами года по Дальневосточному округу. Внедренные решения позволили алмазодобывающей компании повысить качество экологического менеджмента и мониторинга. И увеличить эффективность мер по сохранению биологического разнообразия Западной Якутии.

Международный конкурс «1С: Проект года» создан для продвижения знаковых решений системы «1С: Предприятие 8». За шесть лет жюри рассмотрело 640 проектов. В 2022-м лучшим региональным проектом года на Дальнем Востоке стало внедрение информационных систем, которые применяет мировой лидер по объему добычи алмазов — компания «АЛРОСА». Ключевые производственные мощности алмазодобывающего предприятия находятся в Западной Якутии.

Специалисты подразделения «АЛРОСА Информационные технологии» (АИТ) внедрили информационные системы, охватывающие 450 автоматизированных рабочих мест. Автоматизированы работа по экологическому мониторингу, контролю и анализу, а также процессы обеспечения охраны труда и промышленной безопасности. Компания получила современные ИТ-инструменты для хранения и обработки данных производственного экологического мониторинга, контроля и подготовки отчетности.

Успешный пилот

В качестве основы автоматизации деятельности в области экологии выбрана современная отечественная технологическая платформа «1С: Предприятие 8». Она обеспечивает открытость прикладных решений, их функциональность и гибкость. А также короткие сроки внедрения, высокую производительность и нужную компании масштабируемость — от одного до десятков тысяч рабочих мест.

В проекте использовано решение «1С: Предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана окружающей среды» и модуль для картографической визуализации инфраструктуры пространственных объектов, регистрации экологических, управленческих и иных показателей, привязанных к пространственным ориентирам, отображения значений показателей на интерактивно настраиваемых тематических картах.

Система переведена в промышленную эксплуатацию в конце 2021 года. Техническую поддержку осуществляет Центр компетенций 1С АЛРОСА. По итогам эксплуатации рассматривается решение о тиражировании системы в других структурных подразделениях и дочерних обществах АЛРОСА.

Пилотный проект по автоматизации системы безопасности производственной деятельности на Мирнинском горно-обогатительном комбинате стартовал в 2017 году, затронув такие функциональные направления, как:

•           охрана здоровья;

•           СИЗ и СиОС;

•           специальная оценка условий труда;

•           обучение и проверка знаний;

•           промышленная безопасность;

•           пожарная безопасность;

•           охрана окружающей среды;

•           производственный травматизм;

•           проверки.

Система введена в промышленную эксплуатацию в конце 2019 года. Технической поддержкой занимается Центр компетенций 1С АЛРОСА. На основании результатов анализа использования системы решено тиражировать ее еще в 30 структурных подразделениях АЛРОСА: по направлению охраны труда в части функциональных подсистем «Специальная оценка условий труда», «Охрана здоровья», «СИЗ и СиОС».

Экологический менеджмент на новом уровне

Внедрение ПО «1С: Предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана окружающей среды» и модуля «ЦПС: ГИС-Geoserver» позволило повысить качество экологического менеджмента и мониторинга. С помощью этих информационных систем сотрудники предприятия теперь получают детальную информацию об использовании ресурсов, объектах негативного воздействия на окружающую среду, удельных показателях образования отходов, сточных вод и выбросов в атмосферу.

На базе модуля «ЦПС: ГИС-Geoserver» создан внутренний портал компании «АЛРОСА». От других порталов ГИС его отличает наличие раздела «Зоны с особым использованием территории». Этот раздел создавался с учетом потребностей Экологического центра АЛРОСА, в круг задач которого входит сохранение биологического разнообразия региона. Данная задача решается в том числе путем зарыбления водоемов и отслеживания путей миграции дикого северного оленя. В рамках портала реализовано более 55 тематических дашбордов по всем видам воздействия на окружающую среду. Информация в них формируется в режиме реального времени.

Стандартизация и унификация в области охраны труда

Для повышения уровня автоматизации охраны труда на старте тиражирования системы специалисты АЛРОСА ИТ провели рефакторинг конфигурации пилотного проекта. Решение «1С: Производственная безопасность. Комплексная» обновлено до последнего релиза. При этом функциональность пилотного проекта сохранена полностью. А МГОК, где реализован пилотный проект, работал непрерывно.

Система позволила стандартизировать и унифицировать нормы выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств (СИЗ и СиОС) во всех структурных подразделениях, участвующих в периметре тиража. В совокупности автоматизация процесса планирования СИЗ и СиОС и унификация норм позволили наладить качественное планирование СИЗ и СиОС для 16 тыс. сотрудников компании.

Впечатляющие результаты

Внедрение единой информационно-аналитической системы экологического мониторинга в AK «АЛРОСА» позволило:

•           уйти от рутинных операций первичного учета данных, включая использование бумажных носителей при первичном учете отходов;

•           повысить логический контроль первичной информации;

•           осуществлять экологический мониторинг в режиме реального времени;

•           повысить оперативность и качество управленческих решений, в том числе в отношении планирования природоохранных мероприятий;

•           сократить сроки подготовки регламентированной и ежегодной управленческой отчетности, включая полностью автоматизированное формирование аналитического отчета, форм для подготовки формирования отчета по устойчивому развитию.

В части автоматизации охраны труда достигнуты следующие показатели:

•           за счет использования аналитического функционала системы повысилось качество ведения данных по СОУТ, в том числе качество выверки результатов спец. оценки, критичных для расчета заработной платы работников, при общем количестве рабочих мест более 11,4 тыс.;

•           за счет интеграционных решений, возможностей хранения и использования актуальных данных антропометрии по сотрудникам произошла унификация и повышение точности планирования и учета использования СИЗ, которые выдаются свыше 16,5 тыс. человек;

•           благодаря интеграции с Медицинской информационной системой унифицирована и повышена точность планирования и учета списков по периодическим медосмотрам;

•           унификация бизнес-процессов охраны труда открыла новые возможности для аналитической обработки данных по этому направлению;

•           снизилась трудоемкость операций по обработке, переформатированию, передаче данных между ИС; фокус усилий сотрудников служб охраны труда сместился с рутинных операций на аналитическую работу;

•           открылись возможности для дальнейшей автоматизации и цифровизации процессов в области промышленной безопасности и охраны труда, например, путем передачи данных о работниках в систему выдачи нарядов;

•           переход работы в единую информационную систему.

По результатам успешного тиражирования системы в структурных подразделениях компании обсуждается возможность дальнейшего внедрения программ в дочерних и зависимых обществах компании.

Слева направо: Нина Кислицына, руководитель проекта «Экомониторинг», Наталья Некроенко, бизнес-партнер проекта «Экомониторинг», Павел Синицын, бизнес-партнер проекта «Охрана труда»

Нина Кислицына, руководитель проекта «Экомониторинг»:

«Любой проект такой сложности и масштаба — это высокая степень неопределенности. Конечно, не все было просто. Во-первых, необходимо было собрать и структурировать большой объем исторических данных, который предстояло загрузить в систему, а затем проверить. Во-вторых, в рамках проекта потребовалось дополнительное обучение рабочей группы заказчика работе с одним из продуктов САПР. Ну и, в-третьих, работа шла в нескольких часовых поясах — в Мирном, Новосибирске, Томске и Москве.

Реализованный проект — как ребенок, которому предстоит еще многому научиться, расти и развиваться в соответствии с потребностями заказчика. Но уже сейчас можно сказать, что внедрение системы позволит сделать экологический мониторинг еще более прозрачным и вывести процессы по охране окружающей среды на новый уровень».

Наталья Некроенко, бизнес-партнер проекта «Экомониторинг»:

«Проект, во-первых, позволил оптимизировать и максимально сократить влияние человеческого фактора в операционной деятельности по экологическому мониторингу и охране окружающей среды. Во-вторых, объединил в одной системе учет, контроль и отчетность, с одной стороны, и возможности по пространственному представлению и анализу экологической информации — с другой. И в-третьих, существенно снизились риски, связанные с возможным предоставлением недостоверной информации в регулирующие органы. Запланированное тиражирование системы на дочерние общества позволит в конечном счете создать единое информационное поле в части экологии и охраны окружающей среды».

Павел Синицын, бизнес-партнер проекта «Охрана труда»:

«На мой взгляд, проект успешен. Это подтверждено обратной связью от бизнес-пользователей системы, а также запросами от различных дочерних организаций на ее тиражирование. Система постоянно развивается. Например, на базе АИС БПД будет реализован проект по управлению всеми происшествиями в группе компаний (направление «Промышленная безопасность»). В итоге система становится базовым решением для реализации ИТ-стратегии по направлению «Промышленная безопасность и охрана труда», которая направлена на снижение количества травм на предприятиях. Также АИС БПД интегрируется с существующими корпоративными сервисами. Например, с «Электронным паспортом сотрудника», в котором работник получает уведомления о необходимости прохождения медосмотра, выдачи СИЗ или спецодежды».

Exit mobile version