Отделение флотации на финишной прямой

Беседовала Анна Кислицына

Вот уже почти два года на Наталкинском ГОКе реализуется масштабный проект по строительству отделения традиционной флотации. О работах на этом важном объекте и непростых задачах, которые пришлось решать, мы побеседовали с Юрием Кривошеиным, директором по управлению проектами и строительству «Полюс Магадана».

polyus-krivoshein-01-678x473
Юрий Кривошеин, директор по управлению проектами и строительству «Полюс Магадана»

— Юрий Алексеевич, расскажите, когда началось строительство? Какие задачи пришлось решать вам и команде?

— Датой старта проекта можно считать 5 декабря 2022 года, когда был принят ТЭР по выбору технологии флотационного обогащения на НГОКе, подготовленный «Полюс Проектом». «Полюс Магадану» было поручено провести комплексные инженерные изыскания по площадке строительства и передать результаты для проработки технических решений в «Полюс Проект». Кроме этого, была обозначена цель проекта — старт «горячих» ПНР в начале июля 2024 года.

Подрядчика на инженерные изыскания определили максимально быстро, уже в конце декабря велись работы по геологическим изысканиям. Одновременно с этим прорабатывались предварительные технические решения по фундаментам. В конце января 2023 года закончились геологические изыскания, и сразу началось формирование котлована силами «ПромСтрой Сферы».

polyus-krivoshein-02-678x359

Первую скважину пробурили в середине февраля, а уже к середине мая было практически готово свайное поле, а также часть железобетонных ростверков под монтаж каркаса основного здания. Что особенно важно, металлический каркас частично уже поступил на площадку, то есть всё строительство велось без потери времени.

Каркас и тепловой контур основного корпуса и АБК мы собрали к концу ноября, а в январе 2024 года приступили к монтажу основного технологического оборудования. В марте начали монтировать флотомашины. Это было достаточно трудно, так как с китайским оборудованием до этого работать не приходилось. Также были сложности с монтажом и наладкой оборудования энергоблока АБК. Тут нам помогла служба главного энергетика НГОКа, специалисты которой проделали огромную работу по запуску энергопитания.

polyus-krivoshein-03-678x403

Можно уверенно сказать, что мы справляемся со всеми поставленными задачами. В начале июля провели старт «горячих» ПНР в ручном режиме, следующая цель — запуск участка флотации в автоматическом режиме. Также у нас впереди работы по запуску вспомогательного технологического оборудования и административно-бытового корпуса.

— Кто выступал основным подрядчиком на объекте, и сколько людей было задействовано при строительстве?

— На объекте работают два основных подрядчика. «ПромСтрой Сфера» занималась земляными работами, нулевым циклом и монтажом каркаса основного здания. «Земтек Майнинг» выполнял все остальные работы по основному корпусу и АБК. В пике строительства количество рабочих достигало 270–280 человек.

В ведении «Земтек Майнинг» также находится монтаж технологического оборудования, его наладка и испытания в корпусе новой флотации. «ПромСтрой Сфера» проводила модернизацию существующего оборудования в гидрометаллургическом отделении ЗИФ, так как оно не было рассчитано под мощности новой флотации. Потребовалась установка дополнительных насосов, замена старых на более производительные, монтаж энергетического оборудования, нового сгустителя, внесение изменений в технологическую цепочку, монтаж кислородных станций.

polyus-krivoshein-04-678x422

— Как проходит строительство зимой, в условиях низких температур?

— На производственной площадке мороз может доходить до минус 60 градусов, но в основном в холодные месяцы температура составляет минус 40–45 градусов. Работать в таких условиях можно, но у персонала должны быть частые пересменки, обогревы.

Зимой 2023–2024 годов был сложный период, когда при уличной температуре минус 30 требовалось обеспечить комфортную для работы температуру в основном корпусе. Смонтировать и запустить проектную систему отопления мы в тот момент не могли, и было решено изготовить участок трубопровода теплоснабжения от контура теплоснабжения ЗИФ и подключить к нему тепловентилятор большого размера. Запускать этот участок трубопровода пришлось при температуре минус 20.

polyus-krivoshein-05-678x452

Также были сложности при устройстве свайного фундамента — приходилось тратить ресурсы на электрообогрев бетона и дополнительный уход за ним для качественного набора прочности. Порой не выдерживала даже техника — лопались гидравлические шланги, выходил из строя буровой инструмент. Это вносило корректировки в планы, но не останавливало нас.

— Расскажите подробнее, какие ещё нестандартные решения применялись при строительстве корпуса традиционной флотации?

— Нестандартных решений за время проведения строительства было много. Так, например, когда была задержка с поставками кровельных материалов, в качестве временного кровельного покрытия мы использовали гидромат, чтобы избежать теплопотерь и поддерживать приемлемую температуру в корпусе. Чтобы исключить просадку пола в здании основного корпуса, мы решили делать его не просто по грунту (как было запланировано), а опёртым на фундаменты здания и технологического оборудования, с усиленным армированием.

Если при монтаже и наладке оборудования мы понимали, что у производителя не совсем подходящие для нас решения, то старались исправить это своими силами, в чём нам помогали ремонтно-механические мастерские (РММ). Например, были изготовлены усиленные крепления двигателей грохотов, специальные крепления для уровнемеров. Таких примеров можно привести ещё очень много. Благодаря общей вовлечённости в проект мы могли решать вопросы здесь и сейчас, не тратить время на ожидание.

— Учитывалось ли при строительстве объекта его влияние на экологию? Что было сделано для того, чтобы минимизировать его?

— Корпус флотации считается опасным производственным объектом, и когда мы завершим все работы, его поставят на учёт. В технологической схеме флотационного обогащения используется реагентика, которая может влиять на экологическую безопасность. Но все принятые в проекте и реализованные в процессе строительства решения полностью соответствуют экологическим требованиям. У нас отсутствуют какие-либо вредные выбросы, превышающие предельно допустимые концентрации. Всё это сделано в объёме проектирования и реализации технических решений, обеспечивающих экологическую безопасность. Фактически у нас замкнутый производственный цикл, поэтому проект можно назвать достаточно экологичным.

— Решение о внедрении традиционной флотации на Наталкинской ЗИФ было принято в 2022 году. Мы провели испытания на опытно-промышленной установке классической флотации, которые показали её эффективность и экономическую целесообразность. Для Наталкинского ГОКа это очень масштабный проект. Запуск корпуса традиционной флотации повысит эффективность обогащения на НЗИФ: при суммарной переработке 12,5 млн тонн руды в год с содержанием золота 1,55 г/т мы сможем увеличить коэффициент извлечения до 78 % и получить дополнительный выпуск готовой продукции в объёме более 1 тонны золота. Сейчас ведётся наладка автоматизации для удалённого управления комплексом.

В рамках проекта повышения производительности труда технологический персонал для работы в новом корпусе был перераспределён из смежных подразделений Наталкинской ЗИФ. Подготовка сотрудников осуществлялась на других бизнес-единицах «Полюса». При запуске мы ожидаем практически бесшовный переход от момента завершения строительства и пусконаладочных работ к эксплуатации, так как весь персонал уже обучен и готов к работе.

Александр Огнев, управляющий директор «Полюс Магадана»
Поделиться статьёй
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку