Данелюк Дмитрий, Михальчук Евгений, Гюн Алексей, Купцов Никита, Полищук Мария
Работа в угольных шахтах неразрывно сопряжена с человеческими травмами, авариями, частыми поломками стрелочных переводов. Особенно это актуально в условиях повышенной интенсивности доставочных работ, загруженности монорельсовой дороги в период перемонтажей механизированных очистных комплексов.
Для повышения эффективности работ и снижения травматизма резидентом фонда «Сколково» разработаны уникальные монорельсовые переводы с ручным, пневматическим, гидравлическим приводом, который ещё в 2015 году при проведении испытаний был признан эффективнее моделей конкурентов в 3,5 раза при условии интенсивности грузопотока более 4 000 тонн.
За девять лет постоянных модернизаций эффективность монорельсового стрелочного перевода кратно увеличилась, и предлагаемый резидентом «Сколково» тип монорельсового стрелочного перевода позволяет снизить габаритные размеры, упростить конструкцию, снизить трудоёмкость монтажа и расширить функциональные возможности при наличии и отсутствии основного источника энергии.
Среди основного технического преимущества продукта — отсутствие поломок, которое достигнуто за счёт:
1) кинематической схемы: направляющие рельсы жёстко закреплены на одной раме, а входы/выходы перевода — на другой. Такое расположение равномерно распределяет нагрузку и кратно уменьшает возможность деформации;
2) особого механизма стопорной системы: за одно нажатие происходит несколько манипуляций — сработка клапана, которая приводит к пропуску воздуха в пневмоцилиндр, передвижению тяг и поднятию фиксатора рельсов, далее рельсы перемещаются, а фиксатор опускается. Такую систему можно сравнить с часовым механизмом;
3) ремонтопригодности: в случае если поломка всё-таки произошла, ремонт можно произвести без съёма всего перевода. Благодаря этому простои сокращаются с 6 часов до 30 минут, что позволяет помимо прочего сэкономить средства шахте;
4) простоты механизма пульта управления: «нажал кнопку и забыл». У конкурентов же пульт управления часто задействован в процессе работы, при этом, чтобы до него дотянуться, приходится использовать подручные средства: две бочки, палку. Можно задеть кровлю и спровоцировать падение камней, а также упасть с конструкции из бочек, что, в свою очередь, только повышает травматизм на производстве.
Всё вышеперечисленное позволило существенно обогнать продукты конкурентов по надёжности, технологичности, безопасности.
На текущий момент разработано девять модификаций продукта, выпущено почти 1 500 единиц, продукт успешно эксплуатируется на 30 шахтах.
Заказчики продукта признают разработку самой надёжной во время многолетней практики эксплуатации и самой недорогой по стоимости владения. Продукты компании позволяют повысить темп горных работ на 15–30 %, облегчают выполнение взрывобезопасных работ в труднодоступных пространствах под землёй.
Опыт компании позволил ей победить в очередной конкурсной процедуре в 2024 году на производство и поставку монорельсовых переводов в Распадской угольной компании.
Надёжность продукта подтверждают и заказчики: «Восемь лет назад покупали стрелочные переводы разных производителей, в том числе продукт резидента «Сколково». Сейчас «в строю» остались только переводы резидента, через пару дней отправим запрос на покупку ещё нескольких» — главный механик Грамотеинской шахты Михаил.
По настоящее время резидент «Сколково» продолжает исследования в области обеспечения безопасности работ и проводит круглые столы со службами шахт для того, чтобы разработать новые продукты для производственных процессов.
Среди уже разработанных и внедрённых продуктов — взрывозащищённый насос пропиточный с электро- и гидроприводом, который нагнетает воду в угольный пласт, тем самым предотвращая горные удары и внезапные выбросы газа.
Повысить давление из трубопровода к форсункам комбайна и к системе пылеподавления позволяет взрывозащищённый насос повысительный с электро- и гидроприводом.
Помочь человеку поднять и перевезти тяжёлые грузы под землёй может разработанный резидентом взрывозащищённый тягач монорельсовый пневматический УМП-5.0.
Из последних разработок резидента «Сколково» — монорельсовая тормозная тележка, которая обеспечивает безопасность монорельсового подвижного состава, тягачей на наклонных выработках. Сейчас продукт прошёл испытания в цеху и находится на завершающей стадии сертификации.
Конечно, вышеуказанные продукты являются импортозамещёнными и выпущены с большой долей российских комплектующих, а компания постоянно подтверждает востребованность своих решений.
Николай Булатов, директор направления энергоёмких производств, фонд «Сколково»: «В 2024 году резидент «Сколково» стал финалистом федеральной программы «GreenTech Устойчивое развитие» (https://greentech.sk.ru/) — крупнейшей в России программы по поиску, экспертизе и внедрению инновационных проектов и технологий в производственные процессы индустриальных партнёров, организуемой фондом «Сколково». В этом году она реализуется уже в пятый раз и помогла внедрить более 100 проектов в производство. Среди заказчиков программы крупнейшие предприятия России из ключевых отраслей промышленности, а также зарубежные партнёры из стран БРИКС, в частности ЮАР».
Вопросы можно задать здесь: ymironov@sk.ru