Беседовала Анна Кислицына
Excellence Expert — российская компания экспертов в области повышения эффективности производственных предприятий. За сравнительно небольшой срок, с 2021 года, команда Excellence Expert реализовала более 50 проектов по операционной, функциональной трансформации, цифровизации производств и сопровождению M&A сделок. О подробностях развития компании, опыте работы с горнодобывающими предприятиями и наиболее сложных задачах мы побеседовали с Викторией Шубочкиной, основательницей Excellence Expert, победительницей премии «Талантливая женщина в добывающей отрасли — 2023» в номинации «Вдохновляющий лидер».
— Виктория Игоревна, расскажите о создании Excellence Expert. Как вы поняли, что на рынке есть запрос на такие услуги?
— Excellence Expert — компания, которая держит фокус на промышленности и делает акцент на реальных эффектах от внедренных инициатив и устойчивость результата для клиентов. Идея о создании компании с такой специализацией появилась в результате опыта работы «по обе стороны баррикад»: я сама работала и в консалтинге (бывшей «Большой тройке»), и в горнорудной компании. В определенный момент стала очевидна «болевая точка», общая для многих предприятий, — отсутствие помощи на производственных активах и реальных эффектов для бизнеса при избыточности предложения стратегий и высокоуровневых рекомендаций, не всегда имеющих прикладной эффект. Спрос на быстрые, эффективные и устойчивые консалтинговые решения неуклонно рос.
Так появился Excellence Expert. За три года своего существования компания заработала статус самой быстрорастущей консалтинговой компании на рынке России и СНГ по CAGR выручки, а также значительно усилила команду — все начиналось с «одинокого рейнджера», а сейчас со мной работают более 40 уникальных специалистов: опытных экспертов в области промышленности, носителей международной экспертизы с бэкграундом как в лучших консалтинговых компаниях, так и в индустрии — тяжелой промышленности, машиностроении, лесной промышленности, логистике, энергетике и других отраслях.
Главная цель компании Excellence Expert
— Как вы видите главную цель компании?
— Наша деятельность оказывает влияние не только на численные показатели, ведущие к повышению прибыльности активов, но и на системные изменения, улучшение бизнес-процессов, трансформацию культуры. Мы реализуем как проекты, оказывающие прямой эффект на EBITDA компании клиента, т. е. проекты по операционной трансформации, трансформации отдельных функций, цифровизации, так и проекты, направленные на системные улучшения: от выстраивания HR-процессов, обучения сотрудников до сопровождения сделок M&A.
Во время реализации проекта мы стремимся совместно с клиентами пройти весь путь развития, раскрыть потенциал активов и сотрудников, а в конечном итоге — повысить не только эффективность бизнеса, но и качество жизни людей. Мы выстраиваем с клиентами долгосрочные отношения и относимся к бизнесу клиента как к собственному делу, работая с полной самоотдачей и выходя за рамки шаблонов и привычного ТЗ.
— Обладают ли проекты для горнодобывающих предприятий, по вашему опыту, особой спецификой в сравнении с другими отраслями?
— Да, конечно. На мой взгляд, в первую очередь, проекты, связанные с трансформацией производства и его культуры, нельзя полноценно реализовать удаленно. Необходимо постоянное присутствие на предприятиях, причем как в будние, так и в выходные дни, ведь добыча ископаемых — производство непрерывное. Мы находимся в постоянном живом контакте с рабочей группой клиента и проходим весь путь рука об руку: работаем на объектах, спускаемся в шахты и посещаем разрезы. Только «внедренческий» подход гарантирует эффективность и устойчивый результат изменений.
Во-вторых, необходим особый подход к сотрудникам и руководителям. Люди, связавшие свою жизнь с горной отраслью, обладают особым менталитетом: как правило, это специалисты с многолетним стажем и огромным багажом знаний, которые прошли путь от работников производства до руководителей в управляющей компании. Горняки ценят преемственность поколений, а потому не всегда оказываются готовы к глобальным и быстрым переменам. Поэтому в нашей работе необходимо опираться на четкую фактуру, точную аргументацию, глубокое экспертное погружение во все аспекты предлагаемых инициатив. Для этого необходимо иметь на каждом проекте команду с разным бэкграундом — консультантов с наработанным инструментарием и опытом на проектах в индустрии, специалистов, выросших в индустрии, и экспертов, которые привлекаются на точечные запросы.
Также нужно осознавать, что в результате нашей деятельности трансформируется не только бизнес клиентов — любые изменения очень быстро находят отражение в жизни людей, и цена ошибки и фокус на охрану труда и безопасность здесь выше, чем, к примеру, в консалтинговых проектах для банковской сферы или IT. Поэтому важно соблюдать принцип «не навреди» и придерживаться аккуратного и внимательного принятия решений.
— Какие проекты для горной отрасли вы успели реализовать?
— Как говорила в начале, нами реализованы уже десятки проектов в отрасли. Если необходимо выделить самые масштабные, как с точки зрения количества вовлеченных людей и длительности, так и эффектов для клиентов, то выделю два проекта. Целью первого была трансформация системы ТОиР на семи предприятиях клиента. Команда Excellence Expert сосредоточилась на четырех ключевых направлениях: операционные показатели, система управления ТОиР, инфраструктурные инструменты и цифровизация, а также навыки и поведение персонала.
В ходе диагностики мы определили базовые уровни коэффициента технической готовности (КТГ) и аварийных простоев оборудования – это необходимо, чтобы отслеживать влияние проекта на операционные показатели.
Исходя из текущего уровня зрелости системы управления ТОиР было принято решение о создании единой ремонтной вертикали, независимой от производственной: была разделена ответственность между ремонтными и производственными службами. Для работы данной структуры была подготовлена и внедрена единая методология ремонтных процессов, которая описывала функционирование и взаимодействие всех блоков вертикали.
Для поддержания работы системы ТОиР были разработаны и внедрены инфраструктурные инструменты: мониторы ключевых показателей ТОиР, классификатор аварийных отказов, система управления оборотным ремонтным фондом, система совещаний ремонтной вертикали. Для планирования ремонтных работ были разработаны функционально-технические требования и внедрена IT-система, включающая инструмент по учету наработки единиц оборудования и узлов.
Для развития навыков инженерно-технических работников была проведена оценка компетенций, разработаны индивидуальные планы развития и проведено обучение. Для корректного планирования ремонтных работ и развития персонала была подготовлена и сформирована матрица компетенций рабочего персонала.
В процессе внедрения новой системы команда проекта отслеживала приживаемость внедряемых изменений, и при отсутствии положительной динамики по приживаемости разрабатывались корректирующие мероприятия.
Результатом проекта стало увеличение КТГ оборудования — до 5 процентных пунктов, и снижение времени аварийных простоев — на 27 %.
Другой пример проекта — внедрение диспетчеризации российского вендора в тяжелой промышленности. Работа велась по четырем направлениям:
• повышение производственных показателей;
• выстраивание процесса оперативного управления и планирования;
• повышение прозрачности отчетности и создание «единого источника правды»;
• создание функции, подбор и обучение сотрудников, обеспечение приживаемости процессов в компании.
Коэффициент использования грузоподъемности (КИГ) автосамосвалов был на уровне 89 % до внедрения автоматизированной системы диспетчеризации (АСД) и разработки инициатив по его увеличению. Невозможность контролировать загрузку автосамосвалов экскаватором в режиме реального времени являлась одной из ключевых причин низкого значения данного показателя. В рамках внедрения функционала системы было достигнуто увеличение коэффициента использования грузоподъемности парка самосвалов с 89 % до 97 %, при этом доля рейсов с нормативной загрузкой увеличилась с 31 % до 50 %.
Диспетчер, наблюдающий за работой самосвалов, стал оперативно получать информацию по КИГ. Был внедрен систематический анализ КИГ по результатам прохождения контрольных интервалов в течение смены. Для реализации корректирующих мероприятий была построена система коммуникации между диспетчером, машинистом, горным мастером и начальником смены разреза. Контроль за временем работы и простоями экскаваторов и самосвалов в реальном времени позволил повысить коэффициент использования оборудования (КИО) техники. Организационные простои снизились с 6 % до 3 %, а простои в ожидании погрузки у самосвалов — с 9 % до 6,5 %.
Поступление достоверной информации по простоям, загрузке автосамосвалов, расстояниям, скорости и циклам работы горнотранспортного оборудования позволило сформировать озеро данных, которое выступает «единым источником правды» для всех сотрудников компании: от начальника смены до генерального директора.
Фиксация простоев с момента остановки оборудования и до начала движения с последующей классификацией позволила получить достоверные данные по КИО и КТГ оборудования.
Информация об организационных простоях в реальном времени стала основным рычагом увеличения времени работы техники. Определение уровня использования загрузки автосамосвалов, скорости движения и простоев сформировало представление о реальной производительности.
Эти знания изменили подход к оперативному планированию в компании. Появилась прозрачность планирования: раньше для определения объемов использовался подход, формирующий календарный фонд времени работы оборудования без учета продолжительности ключевых видов простоев. Сейчас на основе дополнительной информации от системы диспетчеризации объемы начали планироваться исходя из времени работы и производительности техники.
Обучение функционалу системы проводилось для всех сотрудников, вовлеченных в процесс оперативного управления парком горнотранспортного оборудования.
Системы диспетчеризации внедрялись и ранее, но для раскрытия потенциальных возможностей не хватало систематического подхода в их использовании. Команда Excellence Expert разработала ряд мероприятий для повышения приживаемости системы. Были сформированы модели компетенций, на основании которых разработаны программы обучения. Сотрудники — диспетчеры, горные мастера, начальники смены разреза, начальники участков, начальник управления горных работ и заместитель директора по производству — были обучены функционалу АСД. Особое внимание было уделено работе диспетчеров, а по итогам обучения был проведен аудит компетенций диспетчеров.
Долговременным эффектом работы Excellence Expert по внедрению АСД является изменение процессов оперативного управления горнотранспортным комплексом и принятие управленческих решений на основании данных, собираемых автоматизированным способом в режиме реального времени.
— Виктория, вы одержали победу в номинации «Вдохновляющий лидер» на конкурсе «Талантливая женщина в добывающей отрасли». Что значит для вас участие в премии?
— О своем участии в конкурсе я узнала от коллег — меня номинировала моя команда. Премия ассоциации Women in Mining широко известна в отрасли и традиционно отмечает женщин-профессионалов, которые внесли значительный вклад в ее развитие. Несмотря на то что наша компания оказывает поддержку пред-приятиям отрасли «извне», а не «изнутри», наша деятельность значительно влияет не только на численные показатели, но и на системные и культурные изменения и улучшение бизнес-процессов компаний-клиентов.
Я надеюсь, что мой опыт создания и руководства успешным бизнесом может послужить вдохновением для женщин, которые как строят карьеру в индустрии, так и начинают предпринимательскую деятельность. Ассоциация WIM не только является амбассадором женского лидерства в майнинге, но и развивает добывающую индустрию в целом, создавая возможности для появления разносторонних и эффективных подходов к решению задач и достижению амбициозных целей, а премия направляет фокус внимания на достижения женщин в профессиях, ранее воспринимаемых как мужские, — это огромная мотивация для всех женщин, которые стремятся добиться успеха в промышленности. Я очень рада, что могу сказать наверняка: все получится, несмотря на все трудности.
— Какие личностные и профессиональные качества, по вашему мнению, отличают современного лидера?
— Есть несколько качеств, которые, с моей точки зрения, являются определяющими для человека, который хочет не просто управлять командой, а вести ее к лучшему.
В первую очередь, я бы отметила оптимизм и искреннюю веру в светлое будущее. Я называю эту компетенцию «неоправданный оптимизм». Вера начинается с лидера, а уже затем экстраполируется на сотрудников как вдохновение. Моя задача — сделать так, чтобы мои сотрудники не боялись выходить за рамки шаблонов, работать с полной самоотдачей и превосходить ожидания.
Высокая скорость мышления и принятия решений сегодня является другим ключевым фактором успеха — лидеру необходимо уметь быстро мыслить и действовать. Я считаю, что ни одна идея «на миллион» не стоит абсолютно ничего, пока не реализована в жизнь.
Третье качество — трудоспособность, которая невозможна без любви к своему делу. У меня нет выходных и «времени вне работы», потому что я не «работаю», а занимаюсь делом своей жизни и обожаю то, что мы делаем — улучшаем жизни людей в производственном секторе.
Четвертое — это умение окружить себя сильными. Я стараюсь искать и брать на работу тех, кто умнее, быстрее, сильнее и лучше меня. Только в сильной команде единомышленников возможны прогресс и развитие.