Беседовала Анна Кислицына
Золото в Бодайбинском районе добывают уже около 200 лет. В том числе четверть века — открытым горным способом из карьеров с получением драгметалла из руды.
В этом году компания «Полюс Вернинское» отметила 25-летие со дня основания (прежнее название — «Первенец»). Однако в ее становлении более важным с исторической точки зрения стало другое событие — запуск Вернинской золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) в конце 2011 года. Менее чем через год после этого события коллектив предприятия возглавил Игорь Цукуров. И вот уже 11 лет Игорь Игоревич талантливо и уверенно возглавляет большую команду «Полюс Вернинского». За это время пройден сложный путь строительства предприятия и его модернизации, выхода на проектную мощность и ее увеличение. В результате Вернинский ГОК сегодня по праву называют одним из самых эффективных и технологичных в стране. Таежное месторождение, которое отделяют от цивилизации областного центра больше тысячи километров, северные реки и непроходимые горы, успешно разрабатывается.
В июне 2023 года Игоря Цукурова назначили также управляющим директором «Сухого Лога» — главного гринфилд-проекта «Полюса». Месторождение Сухой Лог расположено рядом с Вернинским и является одним из крупнейших в мире по разведанным запасам.
Корреспондент «Глобуса» поговорил с руководителем двух уникальных активов «Полюса» Игорем Цукуровым в редкий час, когда у него на это было время. Как правило, у управляющего директора даже отпуска или выходных в общепринятом смысле не бывает.
— На Вернинском ГОКе обеспечивается самый высокий коэффициент извлечения золота из перерабатываемой руды среди всех предприятий «Полюса». Это связано с ее свойствами или применяемыми техническими решениями? Стоит ли перед ГОКом задача по дальнейшему повышению извлечения?
— Действительно, уровень извлечения на Вернинском — 90 %, это высокий показатель. Однако руды Вернинского месторождения с точки зрения извлечения золота сложно назвать благоприятными. Руды вдвойне упорны и в переработке по разным причинам: из-за высоких прочностных характеристик (показатель крепости по шкале Протодьяконова один из самых высоких среди других активов «Полюса»), а также из-за их повышенной сорбционной активности. Основная причина роста извлечения — это работа команды технологов, которая непрерывно ищет технические решения и способы повышения этого показателя.
Одно из направлений такой работы — стабилизация процесса за счет повышения уровня автоматизации. Вернинская ЗИФ отличается своей технологичностью и уровнем оснащения. Помимо стандартной системы АСУТП есть и верхнеуровневая автоматизация, которую мы внедрили в 2021–2022 гг. Всю цепочку отделений рудоподготовки и гидрометаллургии мы объединили в единую систему. В итоге все оборудование работает на качество получаемых продуктов. Помимо этого, каждый технологический процесс годами автоматизировался. На каждом участке есть свое программное обеспечение, которое постоянно насыщается блокировками, оптимизируется с целью автономного управления. Одним из последних проектов является автоматизированная система движения угля в цикле сорбции-десорбции.
В будущем останавливаться на достигнутом не собираемся. Нет предела совершенству.
— Расскажите о производственных показателях ГОКа за I полугодие 2023 года. Отмечается ли рост объемов добычи/переработки? Есть ли планы по повышению показателей?
— Объем добычи горной массы в первом полугодии 2023 года составил около 7 млн м³, увеличившись на 4 % относительно аналогичного периода прошлого года. Рост в основном обусловлен повышением производительности горнотранспортного оборудования. Переработка руды в первом полугодии составила 2 млн тонн. Производительность ЗИФ достигла нового рекорда — почти 480 тонн перерабатываемой руды в час.
За счет реализованных мероприятий по улучшению операционной деятельности удалось перевыполнить производственные показатели относительно плановых значений по выпуску золота на 5 %. Каждый год на нашем предприятии обозначаются узкие места для потенциального увеличения эффективности производственного процесса, и сотрудники «Полюс Вернинского», объединившись в одну производственную команду, успешно решают данную задачу.
— Какие современные средства автоматизации, цифровизации используются предприятием для поддержания высоких темпов производства? Что запланировано к внедрению в ближайшие годы?
— Конечно же, на нашем предприятии внедрен целый спектр различных современных средств автоматизации. Например, средства автоматизации анализатора гранулометрического состава руды на конвейере, анализатора загрузки мельницы ММПС, анализатора гранулометрического состава пульпы питания флотации, анализатора растворенного цианида. Также в технологическом процессе используется аналитическое оборудование для контроля РН и окислительно-восстановительного потенциала растворенного кислорода с передачей оперативной информации в АСУТП ЗИФ.
Помимо АСУТП ЗИФ для повышения уровня автоматизации и управления технологическим процессом была внедрена система усовершенствованного управления. В ее состав вошли все основные технологические участки фабрики, что дало нам определенный прирост в производственных показателях.
Для управления карьером мы используем АСУ ГТК Wenko. Эта система имеет широкий функционал в управлении горно-технологическим комплексом, позволяя повысить эффективность процессов в карьере. В автоматическом режиме в зависимости от текущей задачи распределяются автосамосвалы между погрузочной техникой, также происходит управление буровыми работами.
Внедрена на Вернинском ГОКе и автоматизированная система технического учета топливно-энергетических ресурсов (АСУ ТУТЭР). Она позволяет вести учет энергоресурсов, потребляемых производством, — электричества, ГВС. Применение данной системы позволяет оперативно выявлять потери, управлять ими. Она является ключевым инструментом в энергоменеджменте компании.
Все внедренные системы в текущих реалиях являются неотъемлемой частью процесса управления производством на современном предприятии.
— Как на ГОКе обеспечивается безопасность работ? Какие проекты реализуются в данном направлении?
— Безопасность работников — один из главных приоритетов нашей компании. Уже на стадии отбора кандидатов мы обращаем внимание потенциальных работников на неукоснительное соблюдение правил в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и экологии. С момента трудоустройства они полностью погружаются в наши требования в сфере безопасности. Положительному восприятию способствуют регулярные инструктажи, обучение, стажировки, контакты по безопасности, работа наставников, интерактивные курсы.
Мы полностью соблюдаем требования российского законодательства во всех сферах производственной безопасности. Все работники компании вовлечены в нашу культуру безопасности. Любое совещание мы начинаем с «контакта по безопасности», когда тот или иной сотрудник проводит небольшой ликбез на тему, как избежать происшествий и травм в различных бытовых и производственных ситуациях. Например, как вести себя в условиях плохой видимости, во время гололеда и т. д. Руководители производственных подразделений еженедельно докладывают на совещаниях по безопасности о том, какой прогресс был достигнут, какие предложения по совершенствованию безопасности поступили от работников и получилось ли их реализовать. Институт лидеров изменений, который мы внедрили еще в 2019 году, продолжает свою работу. Лидер изменений — это работник, который в своем подразделении старается полностью внедрить требования культуры безопасности. Конечно, ему помогают его непосредственные руководители. Инициативные работники всегда находят приложение своей энергии и показывают, на что способны. Таким образом, культура безопасности у нас внедряется и сверху — на уровне управляющего директора, и снизу — на уровне лидеров изменений.
— Какие современные средства цифровизации/автоматизации используются для обеспечения безопасности?
— В 2022 году мы совершили значительный прорыв в части механизации ручного труда на ЗИФ при замене изнашиваемых частей на мельнице первой стадии измельчения. Теперь эту работу выполняет робот — футеровочная машина. Это значительно сократило риски получения травм персоналом, обеспечивающим ремонты, а также позволило уменьшить время ремонтных воздействий на основную мельницу.
Для эффективной унификации процессов охраны труда, промышленной безопасности и экологии (ОТПБиЭ) «Полюс» выстроил систему управления для всей компании по общим принципам, исключив человеческий фактор.
Так, в прошлом году была реализована единая форма отчетности для всех бизнес-единиц «Полюса», которая позволила отойти от ручного сбора данных в области ОТПБиЭ. Кроме того, общий подход был применен к анализу данных для разных БЕ через дашборд ОТПБиЭ «Управление происшествиями». Благодаря новым формам сбора и анализа данных сократилось количество отчетов, расширился охват процессов и данных для принятия решений, теперь мы получаем и работаем с проверенными данными.
В 2022 году был внедрен единый подход к сбору данных по расследованиям происшествий. Компания также отказалась от бумажных носителей при проведении специальной оценки условий труда и профессиональных осмотров. В будущем планируем внедрить автоматический расчет потребности в профессиональных осмотрах, контрольную процедуру по отслеживанию сроков специальной оценки условий труда и доработать требования к контролю и обеспечению средствами индивидуальной защиты согласно новому законодательству в этой области.
Функция ведения экспертиз промышленной безопасности также была автоматизирована. Речь идет о мониторинге и контроле сроков. В планах — внедрение системного анализа промышленной безопасности, уход от локального ввода данных, учет опасных производственных объектов при отказе от ведения данных на бумаге и проведении анализа параметров опасных производственных объектов.
Добавлю, что началась опытно-промышленная эксплуатация системы ПЭДО (производственный электронный документооборот) по выдаче электронных наряд-заданий. То есть линейный ИТР будет формировать в системе цифровой наряд на смену, а рабочие будут подписывать ознакомление с нарядом индивидуальной усиленной квалифицированной электронной подписью.
— Какие задачи в природоохранной сфере сегодня стоят перед предприятием? Какие проекты в области экологии реализуются, каких целей они помогут достичь?
— Охрана окружающей среды, минимизация вредного воздействия производства на природу — одна из важнейших задач «Полюс Вернинского». И мы неукоснительно выполняем требования природоохранного законодательства РФ.
Перед предприятием стоит задача по снижению выбросов в атмосферу. Мы вводим в эксплуатацию современные системы очистки газов. Мы работаем над снижением использования природной воды и исключением влияния производства на поверхностные водные объекты. Для этого повторно вовлекаем в технологический процесс оборотную воду, накопленную воду в карьере и ливневые воды.
Проект по сохранению биологического разнообразия реализуем в сотрудничестве с государственным природным заповедником «Витимский». Разработана программа «Исследование популяционно-видового уровня биоразнообразия флоры и фауны района расположения объектов Вернинского ГОКа». Обустраиваем гнездовья для редких птиц, устанавливаем фотоловушки, приобретаем другие средства для мониторинга изменений флоры и фауны. В общем, принимаем возможные меры по сохранению генофонда живой природы.
Также мы применяем инновационные методы утилизации и повторного использования отходов. Строим площадку по обращению с отходами, вводим в эксплуатацию установку термического обезвреживания отходов «BRENER-80N» (она позволяет обезвреживать нефтесодержащие отходы и сократить объем отходов, передаваемых другим организациям), гидропресс (поможет сократить объем отработанной полипропиленовой тары и количество рейсов на передачу отходов).
— В «Полюсе» действует производственная система. Как ее внедряли на Вернинском ГОКе? Какие изменения она потребовала внести в процессы?
— Производственную систему «Полюса» (ПСП) на Вернинском ГОКе начали внедрять в конце 2014 года. Это были зачатки понимания применения инструментов, но уже в этот момент стало понятно, что бережливое производство станет необходимым направлением работы. В 2017–2019 гг. на производственных объектах Вернинского полным ходом шло обучение и внедрение инструментов ПСП. В это время оценку уровня зрелости ПСП давали представители международной аудиторской компании Ernst & Young. Оценка была положительной, мы получили ценные рекомендации по развитию. Мы внесли значительные изменения в коммуникации между работником и руководителем: во время выдачи наряд-заданий был внедрен блок с обучением персонала и получением обратной связи от руководителя по всем возникающим у рабочего персонала вопросам, появились комнаты производственного анализа с визуализацией ключевых показателей эффективности подразделения и инструментов ПСП. Тогда же был введен институт лидеров изменений, о котором мы уже говорили. Это наш кадровый резерв. Ведь наши лидеры не боятся брать повышенные обязательства и при этом понимают процессы изнутри. Мы призвали работников улучшать процессы с помощью подачи инициатив, появилось понятие «культура производства». «Полюс Вернинское» является лидером в развитии ПСП среди всех предприятий компании в течение нескольких лет. Нельзя сказать, что эта культура одномоментно прижилась в сердцах и умах наших коллег. Работа по вовлечению персонала в процесс непрерывных улучшений ведется до сих пор, и мы не снижаем усилий в этом направлении. Вахтовый метод также накладывает отпечаток на отношение сотрудников к производственным задачам. Но абсолютное большинство коллег активно применяют ПСП и участвуют во внедрении ее инструментов. Мы получаем положительные отзывы: некоторые работники, освоив методологию 6С на рабочем месте, теперь применяют ее и у себя дома! В настоящее время вовлечение персонала производственных участков в ПСП составляет 70 %. И мы продолжаем двигаться в данном направлении.
— Разработка месторождения Сухой Лог стартовала с нуля. Какой опыт Вернинского ГОКа и других предприятий «Полюса» будет учтен при налаживании производства?
— Проект «Сухой Лог» — главный для нашей компании. И, безусловно, здесь мы будем применять свои лучшие наработки. Не только Вернинского ГОКа, но и других бизнес-единиц «Полюса». На месторождении Сухой Лог будет карьер — открытая добыча с использованием 50-кубовых экскаваторов и 300-тонных самосвалов. Будет самая современная золотоизвлекательная фабрика. По прогнозам, при среднем содержании 2,3 г/т и проектном извлечении 92 % к производству «Полюса» добавится 2,3 млн унций золота в год, что немногим меньше текущих объемов добычи компании.
— Есть ли какие-то уникальные параметры месторождения, которые потребуют нестандартных технических решений?
— Золоторудное месторождение Сухой Лог было открыто в 1961 году и в 1970-е интенсивно исследовалось. Запасы первоначально были утверждены в 1977 году в количестве 1 041 т золота со средним содержанием 2,76 г/т. Месторождение является крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире.
В январе 2017 года состоялся аукцион по предоставлению права пользования недрами по золоторудному месторождению Сухой Лог. Победителем аукциона стала компания «Полюс».
В рамках геологоразведки мы пробурили около 380 тыс. метров, из них в 2022 году было пробурено порядка 63 км. Оставшийся объем программы бурения выполняется в 2023 году.
В целом, по результатам доразведки подтвердилось распространение золотоносных структур на глубокие горизонты месторождения, уточнены технико-экономические показатели эффективности отработки месторождения открытым способом, что позволяет считать его подготовленным к промышленному освоению.
«Полюс» также продолжает реализацию программы опережающей эксплуатационной разведки. Это позволит компании лучше определить зону минерализации на участках будущего карьера, где мы планируем вести добычу в первые годы разработки Сухого Лога, и обеспечить более точное планирование и последовательность горных работ.
— Каковы особенности района локализации месторождения? Строительство каких объектов инфраструктуры потребуется для обеспечения добывающих работ?
— Бодайбинский район находится в северо-восточной части Иркутской области, и от столицы региона по прямой его отделяет более 800 км, а по трассе почти 1 500 км. Это суровый край, со сложным гористым рельефом, который расположен в местности, приравненной к Крайнему Северу. Само географическое расположение района определено как окраинно-периферийное, и развиваться территория начала только с открытием здесь золотоносных месторождений, поэтому и транспортная освоенность традиционно низкая.
В основном сообщение с областным центром осуществляется здесь воздушным транспортом. В Бодайбо есть аэропорт, однако его грунтовая взлетно-посадочная полоса была построена еще в 1944 году. Помимо того, что она морально и физически устарела, из-за непогоды и размыва покрытия дождями там периодически отменяются рейсы воздушных судов, да и принимать аэропорт может только старые небольшие самолеты АН-24 и АН-26.
Поэтому компания «Полюс» выступила заказчиком проектных работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы, поскольку мы считаем важным инвестировать не только в собственное производство, но и в инфраструктурные объекты, в целом необходимые для развития территории нашего присутствия.
В 2022 году был заключен государственный контракт, согласно которому в Бодайбо с помощью федерального финансирования будет построена новая искусственная взлетно-посадочная полоса. Ее протяженность увеличится на 2,3 км, что позволит принимать суда максимально расчетного класса типа Sukhoi Superjet 100. Кроме того, в аэропорту построят рулежную дорожку, аварийно-спасательную станцию, патрульную автодорогу, очистные сооружения, перрон.
В прошлом году проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы, был определен подрядчик на строительство. В настоящее время на месте ведутся земляные работы, на объект завозятся необходимые материалы и техника, а в будущем году там начнут заливать бетон.
Кстати, для этого строительства потребовалось расселение ряда жилых домов в Бодайбо, и «Полюс» взял на себя часть финансирования этих мероприятий.
Что касается наземного сообщения с Бодайбо, то туда от железнодорожной станции Таксимо ведет автомобильная дорога протяженностью более 220 км. Она тоже проходит по сложному рельефу, и ее состояние, к сожалению, вызывает вопросы.
До самого райцентра с левого берега Витима транспорту можно добраться в летний период только на пароме, а зимой по льду, соответственно в межсезонье этот вид транспортного сообщения с Большой землей и вовсе невозможен. Еще в советское время в Бодайбо планировалось построить мост через Витим, его даже начали возводить в конце 1980-х годов, но с развалом СССР работы были остановлены. Мост необходим для развития Бодайбинского и соседнего Мамско-Чуйского районов и, конечно, для освоения золоторудного месторождения Сухой Лог. Поэтому «Полюс» взял на себя разработку проектно-сметной документации строительства моста через Витим. ПСД — довольно дорогостоящее мероприятие, но оно позволит выделить бюджетные средства для строительства столь важного объекта транспортной инфраструктуры.
На трассе Таксимо — Бодайбо — Кропоткин также есть около 40 малых мостовых переходов — они нуждаются в капитальном ремонте или в реконструкции. Работы по обследованию мостов совместно провели правительство Иркутской области, региональная дирекция по строительству и эксплуатации дорог и «Полюс». Компания профинансировала работы по приведению в порядок тех участков, где это требовалось больше всего. Состояние непосредственно автодорог также диагностируется, и по результатам этих работ будет принято дополнительное решение о реконструкции и ремонте.
Что касается вышеуказанной трассы Таксимо — Бодайбо, то, поскольку ее часть проходит по территории Республики Бурятия, компания «Полюс» подписала дорожную карту с министерством транспорта этого субъекта Федерации. Республиканские власти взяли на себя обязательства привести свою часть трассы в нормативное состояние и увеличить объем финансирования для ее содержания.
— Что по развитию проекта «Сухой Лог» запланировано в 2023 году?
— На фоне текущей геополитической обстановки мы отложили завершение банковского ТЭО и ведем работы по реинжинирингу проекта. Сейчас проводятся расчеты оптимальной конфигурации ЗИФ с учетом обновленного перечня оборудования. Ведутся переговоры с производителями оборудования на предмет его соответствия требуемым критериям. До конца этого года мы планируем предоставить обновленный график и более подробную информацию по проекту.