Беседовала Анна Кислицына
2022 год станет важной вехой в истории освоения Африканды — согласно планам, уже осенью запасы месторождения будут поставлены на государственный баланс. О значении проекта для Мурманской области, его стратегическом влиянии на развитие высокотехнологичного отечественного производства, а также о перспективах наращивания сырьевой базы журналу «Глобус» рассказал Андрей ТРЕНИН, директор АО «Аркминерал-Ресурс».
— Андрей Дмитриевич, осенью на Африкандском месторождении было завершено разведочное бурение. Известны ли предварительные результаты исследований?
— В целом по итогам бурения мы получили обнадеживающие данные: на изученном участке почти не встречаются пустые породы и, кроме того, нет вскрыши. По сути, все месторождение состоит из сплошного рудного тела, верхняя граница которого выходит прямо на поверхность. Кроме того, испытания показали, что для руд Африканды уровень извлечения составит не ниже 80 %, хотя, конечно, мы рассчитываем повысить этот показатель до 92 %.
— На каких этапах реализации проекта вы сосредоточитесь в 2022 году?
— Несмотря на то что мы уже как минимум вдвое опережаем график работ, установленный лицензией, для нас важно проводить разные этапы освоения месторождения параллельно, чтобы как можно скорее начать производство. Сейчас в Горном институте Кольского научного центра РАН, с которым у нас налажено успешное сотрудничество, готовится переработка керновых материалов, полученных в ходе бурения. Когда завершится этот этап, можно будет уже прорабатывать схемы обогащения. Кроме того, идет подготовка к оценке запасов по JORC — эти мероприятия запланированы на начало весны.
Если говорить о проектировании, то нам повезло в 2021 году договориться о сотрудничестве с АО «Механобр Инжиниринг» из г. Санкт-Петербурга, и это большая удача — именно данная компания в 80-х годах являлась оператором обогатительной фабрики, действовавшей в то время на Африкандском месторождении. Соответственно, они прекрасно помнят особенности руды, помнят особенности участка, они очень рады, что мы вернулись к идее его разработки. Сейчас компания создает для нас технический регламент переработки руды.
— Как вы оцениваете потенциал запасов?
— Сейчас мы закончили исследование Центрального участка — по нему собираемся поставить на госбаланс запасы, исходя из текущего общего объема прогнозных ресурсов в 70 млн т руды. Но сам массив просто огромен — он шарообразный и, как я сказал, залегает практически на поверхности. По геологическим данным разных периодов из истории исследования и разработки Африканды мы выяснили, что потенциально месторождение может содержать более 600 млн т руды. Поэтому исследование – одна из стратегически важных задач.
Это значимо не только для нас, но и для всех высокотехнологичных отраслей России. Ведь Африкандский проект — это металлы, которые будут использоваться и в оборонном комплексе, и в авиастроении, и в космических аппаратах, и в электронике. Чтобы создать в России технологии, которые смогут конкурировать с продуктами зарубежных компаний вроде Apple или Tesla, должно быть достаточно своего сырья. Сейчас, к моему большому сожалению, в этом отношении наша страна находится почти в полной зависимости от импорта — от 80 до 100 %. А ведь это неизбежно тянет за собой и зависимость от конечных продуктов — смартфонов, компьютеров, гаджетов…
Но запуск производства на Африканде изменит это. Уже сейчас, при наличии 70 млн т прогнозных ресурсов сырья, мы сможем обеспечивать наших производителей необходимыми металлами в течение как минимум 30 лет — и при этом даже поставлять значительную долю на экспорт. А представьте, насколько возрастет этот срок, если подтвердятся 600 млн т запасов! Это полностью изменит облик российской промышленности и, по сути, создаст новую отрасль — сейчас в стране нет производства титана, тантала, ниобия, важнейших редкоземельных металлов в таких объемах, какие планируются у нас.
А ведь, кроме добычи и обогащения, мы планируем большую работу в области химического комплекса: осуществлять не только разделение редкоземельных металлов, но и соединение разных металлов, готовить сплавы с заданными свойствами под индивидуальные нужды потребителей. Это будет интересно, действительно интересно и очень востребовано.
— Развитие проекта таких масштабов — огромная ответственность…
— Да, в своем роде мы первопроходцы. Но мы четко знаем, ради чего работаем, знаем, ради чего готовились несколько лет и тщательно изучали все нюансы месторождения – еще до того, как подать документы на получение лицензии. И нам исключительно повезло с командой: мы пригласили очень опытных людей, настоящих светил в своей отрасли. Например, наш главный геолог — уникальный специалист, корифей в сфере отечественной геологии Александр Иванович Ежов, человек, который в течение нескольких десятилетий был экспертом Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых. Совет директоров у нас возглавляет Владимир Михайлович Захаров, долгое время возглавлявший Ковдорский горно-обогатительный комбинат, АО «Верхнекамская калийная компания», входивший в высшее руководство ПАО «Полюс». К нам присоединился Михаил Иванович Гусев — сильнейший руководитель предприятий, входящих в группы ПАО «Полюс», АО «СЗФК», ПАО «Апатит». Также неоценимую поддержку нам в свое время оказывал Сергей Геннадьевич Федоров — многолетний директор ПАО «Апатит», ПАО «ФосАгро», ПАО «Полюс», человек, построивший с нуля несколько ГОКов, в т. ч. «Олений ручей» в Мурманской области, недалеко от нас, знающий всю специфику работы в регионе.
Вот с такой командой мы ведем работу и именно благодаря их вкладу опережаем график. Это по-настоящему звездный состав в масштабах страны. Большая редкость, когда такие люди сходятся в реализации одного проекта. Именно поэтому я уверен, что у нас все получится. А теперь, как я упоминал, к нам присоединились и прекрасные специалисты «Механобр Инжиниринга», с их огромным опытом в отрасли и большими знаниями по непосредственному Африкандскому месторождению.
— Подобный опыт необходимо сохранять и передавать будущему поколению геологов. Планируется ли у вас работа с молодыми специалистами?
— Конечно. Еще один замечательный игрок нашей команды — Алексей Михайлович Тюкавин — настоящий патриот Мурманской земли, в течение семи лет занимавший должность первого заместителя губернатора региона, прекрасно знающий внутреннюю ситуацию в регионе, вовлечен в переговоры с руководством Мурманского государственного технического университета. В рамках планирующихся мероприятий Национального образовательного центра «Российская Арктика» мы хотели бы принять участие в целевой подготовке студентов по специальностям «горное дело», «геология», «электроэнергетика». Сегодня для нас это приоритетные направления.
Пока рассматриваем возможность обучать 2–3 студентов в год начиная с 2022–2023 года, но в целом обучение подобного формата входит в нашу долгосрочную стратегию. Ведь мы собираемся развивать не только собственное производство и отрасль, а также территорию, на которой ведем деятельность. Развитие местных сообществ, создание условий для подготовки высококлассных специалистов, реализация культурных, социальных программ — это те цели, которые мы ставим перед собой. И мы уже на пути к этому — например, наша компания АО «Аркминерал-Ресурс» официально прошла перерегистрацию и теперь является налоговым резидентом Мурманской области. Кроме того, после уточнения земельных участков мы ведем работу над вступлением в ТОР «Столица Арктики».
— Сколько налоговых поступлений получат федеральный, региональный бюджеты за время реализации Африкандского проекта?
— Если рассматривать базовый сценарий, рассчитанный на 30 лет, это выйдет около 150 млрд рублей в бюджеты всех уровней.
— Расскажите о природоохранной деятельности. Что будет предпринято в целях минимизации воздействия на окружающую среду?
— Нам важен экологический аспект проекта — любое производство оказывает воздействие на окружающую среду, но мы понимаем, что люди хотят жить в местах, где можно дышать свежим воздухом, а не угарным газом. Поэтому одна из основных наших задач — это борьба с возможным углеродным следом. Сейчас, уже на предпроектной стадии, мы прорабатываем ряд идей в этом направлении. Вторая задача — эффективное использование ресурсов. С этим также не возникнет проблем: Африканда — компактное месторождение, и расстояние от мест добычи до производственной площадки составит не больше полутора километров. Мы рассматриваем вариант строительства крытого конвейера — это обеспечит минимальные энергозатраты при транспортировке руды и значительное сокращение выбросов.
— Кстати, об энергоресурсах. Как планируется осуществлять электроснабжение производства?
— В этом отношении у нас не ожидается трудностей. Рядом с месторождением расположена Кольская атомная станция. У нее огромные избыточные мощности, а, кроме того, в 2028 году «Росэнергоатом» начнет строительство второй очереди. Поэтому для нас, как для предприятия с относительно небольшой энергоемкостью, мощности хватит, если возникнет потребность расширять производство.
— Но о расширении можно будет говорить уже после запуска ГОКа?
— Да. А пока мы продолжаем шаг за шагом идти к нашей заветной цели и делаем все, что от нас зависит, чтобы Африкандский проект по своим объемам и эффективности стал тем самым импульсом, который позволит ряду российских промышленных отраслей расти и развиваться без оглядки на потребность в импортном сырье.