Ольга Щербакова
Цифровизация производства сегодня — главный вектор развития, подчёркивают в Распадской угольной компании. Реализуют и внедряют новшества кросс-функциональные команды, в составе которых и производственники, и специалисты ИТ-сферы, и бизнес-трансляторы — менеджеры бизнес-системы ЕВРАЗа, которые помогают формировать проекты и достигать эффекта. А основные идеи генерируют сами работники.
Система видит каждый болт
Сегодня в копилке более 20 цифровых проектов. Один из флагманов Распадской угольной компании в освоении цифровых технологий — шахта «Осинниковская». Проекты здесь разные: одни снижают простои, другие повышают энергоэффективность, третьи оптимизируют работу производственных участков.
В июле этого года передана в промышленную эксплуатацию «Видеоаналитика конвейерного транспорта». Умная система с помощью видеокамер следит за состоянием конвейерных лент, секции которых скрепляются болтовыми соединениями. От постоянных нагрузок болты расшатываются и вылетают, что грозит порывом ленты и остановкой производства. Прежде осматривать ленту приходилось вручную, во время ремонтной смены. Теперь считает болты и оценивает обстановку компьютер в режиме онлайн.
— Для компании это первый такой проект, не имеющий аналогов. Даже когда искали подрядчиков, ни у кого не было опыта в изготовлении подобного продукта. Он новый для всех — и не только в России, — подчёркивает менеджер по развитию бизнес-системы Распадской угольной компании Иван Масленников.
— Конвейеров в компании очень много, большая протяжённость, — отмечает главный специалист по конвейерному транспорту энергомеханической службы Распадской угольной компании Андрей Девятухин. — Анализируя простои горно-шахтного оборудования, мы видим, что большая часть из них — это именно простои конвейерного транспорта. И если мы можем какой-то процент потерь здесь снять, это дорогого стоит.
На основе оценки система сама формирует отчёт, выводящийся в диспетчерскую и на смартфоны руководителям. Постоянный контроль позволяет работать на опережение — с зимы на «Осинниковской» не допустили ни одной аварийной остановки конвейеров, оснащённых системой видеоаналитики.
Оперативный мониторинг для перемонтажа
«Видеоаналитика конвейерного транспорта» выходит в тираж и сегодня уже осваивается на шахте «Распадская». Это предприятие — ещё один лидер компании на фронте цифровизации. Весной при подготовке лавы 5а-7-36 там начали тестировать пилотный проект «Цифровой штаб перемонтажа». Его цель — собрать всю информацию о подготовке и проведении перемонтажей очистных комплексов в единую базу, сократить время передачи данных и повысить оперативность принятия решений.
Главные инструменты — электронный реестр замечаний по перемонтажу, отслеживание перемещения шахтного транспорта и секций лавного комплекса. Через подземную сеть Wi-Fi с помощью искробезопасного смартфона можно отправлять информацию о возникающих проблемах напрямую из шахты. Информацию одновременно увидят все: диспетчер, руководители участков и предприятия. Если есть проблема, цифровой помощник назначит ответственного и время выполнения. Если проблема не выполнена, вовремя напомнит.
— Детальный план-график перемонтажа станет основой системы и будет единым для всех служб, – подчёркивает Алексей Вакаев, главный инженер управления по монтажу, демонтажу и ремонту горно-шахтного оборудования Распадской угольной компании. — На основе анализа полученных данных об исполнении графика можно корректно планировать работу, оптимизировать процессы. Также нам важно получать оперативную информацию о перемещении транспорта и оборудования под землёй. Система позволит минимизировать возможные внеплановые простои и управлять этими рисками на этапе подготовки.
Цифровой контроль
На разрезе «Коксовый» свои вопросы, требующие помощи «цифры». Молодое предприятие, созданное на базе участка открытых горных работ шахты «Распадская-Коксовая», сегодня активно развивается. Шагать шире позволяет обновлённая современная диспетчерская, контролирующая горные работы круглосуточно в режиме онлайн.
— Всю горную технику подключаем к единой системе, — рассказывает главный механик разреза «Коксовый» Антон Косогойв. — Ее плюсы не только в надёжной связи. Все переговоры записываются в архив, в рации вшита система позиционирования людей. Благодаря этому диспетчер может контролировать передвижение и техники, и горняков.
— Добыча угля и вскрыша включают в себя очень много параметров: время загрузки самосвалов, расход топлива, время транспортировки горной массы и другие, — добавляет технический руководитель по технико-технологическому развитию разреза Дмитрий Горбенко. — Все это мы сможем отслеживать с точностью до секунды и в итоге быстрее принимать важные производственные решения.
«Умный» склад для точной разгрузки
На открытом складе рядового угля обогатительной фабрики «Распадская» завершился масштабный проект по позиционированию автотранспорта. Цифровая система-помощник круглосуточно следит за разгрузкой самосвалов, подсказывает, если водитель ошибся и пытается разгрузиться не в том месте. Искусственный интеллект помогает обогатителям исключить смешивание марок угля и улучшить качество концентрата.
Над проектом работали в течение 2020 года. По всему периметру склада размером 200 × 200 м установили анкера — стационарные телеметрические модули, развернули производственную сеть Wi-Fi. 100 самосвалов, перевозящих уголь, оборудовали цифровыми транспортными метками. Благодаря этому цифровой помощник может с точностью до метра определить координаты машины, заезжающей на склад, проследить маршрут ее движения.
— Очень удобная система, — говорит диспетчер Наталья Касымова. — Мы можем быстро исправить ситуацию, потому что получаем предупреждение до того, как машина разгрузится. В кабине срабатывает светозвуковой маячок, водитель останавливается и срочно связывается с диспетчером. Вместе уточняем, куда ему нужно разгрузить уголь, что он делает неверно.
Пилотные проекты, успешно прошедшие тестирование, выходят в тираж и внедряются на других предприятиях. Вопрос их приживаемости — отдельный пункт работы всей команды «Цифровой трансформации».
— Чтобы инструмент приняли на производстве, нужно убрать старые, неудобные процессы и выстроить новые, простые и понятные. Это уже задача технической дирекции, которая управляет операциями. Внести изменения в нормативные документы, помочь разобраться с новыми процессами, — подчёркивает директор по бизнес-системе ЕВРАЗа Сергей Сергиенко. — Цель — с помощью цифровых технологий поднять производство на новый уровень.