В этом году девятого августа во всех странах СНГ отмечали День строителя. Мы расскажем вам о том, как строили Казахстанскую Магнитку.
Все начиналось в Москве
Первый правительственный документ о Карагандинском металлургическом заводе был подписан в Москве 25 апреля 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. В приказе говорилось: «Наряду с составлением проектного задания на строительство Казахского металлургического (передельного) завода разработать предложения о строительстве вблизи Караганды металлургического завода с полным металлургическим циклом».
В феврале 1943 года Государственный институт по проектированию металлургических заводов (ГИПРОМЕЗ) выдал первоначальное проектное задание на строительство завода с годовым объемом производства 1200 тысяч тонн чугуна и соответствующими переделами с использованием железных и марганцевых руд Атасуйского месторождения и коксующихся углей Карагандинского угольного бассейна.
Проектное задание было рассмотрено и утверждено Народным Комиссаром черной металлургии И. Ф. Тевосяном 24 мая 1943 г. В программу были внесены некоторые корректировки.
В мае 1943 года ЦК КП(б) Казахстана провел в Алма-Ате совещание специальной комиссии во главе с академиком К. Сатпаевым и бригадой НК ЧМ СССР, на котором детально обсуждался вопрос строительства в Казахстане металлургического предприятия с полным циклом. Между участниками совещания разгорелся жаркий спор. Одни предлагали строительство завода на Самаркандском водохранилище, вторые – на Балхаше. Но победил следующий аргумент: месторасположение у поселка Самарканд географически выгодное. Близость коксующихся углей Караганды, железной и марганцевой руд Атасуйкого и Джездинского месторождений, флюсов и известняков Топара, огнеупорных глин Байконура и Амангельдинского района, доломитов в Алексеевке взяли в споре верх. Позже во время строительства были обнаружены большие запасы угля, глин, песка и бурого камня.
Новая площадка
В 1944 году ГИПРОМЕЗ разработал новое расширенное проектное задание. Специальная правительственная комиссия во главе с директором Магнитогорского металлургического комбината Г. Носовым в апреле 1948 года признала запроектированную площадку непригодной из-за высокого уровня почвенных вод и рекомендовала новую, расположенную на левом берегу Самаркандского водохранилища, в средней части бассейна реки Нура. ГИПРОМЕЗ вновь переработал проект. В 1949 году Министерство черной металлургии СССР утвердило новое проектное задание.
К сооружению производственной базы и жилья приступили в 1947 году. Началась реконструкция кирпичного, шлакоблочного заводов, а в 1949-м – строительство асфальтобетонного. Вступили в строй кирпичный завод №2, цех изготовления строительного гипса, паровозное депо. Прокладывали шоссейную дорогу Караганда-Темиртау, разрабатывали каменный карьер «Муздыбай» и сооружали другие вспомогательные объекты.
В 1950 году институт «Горстройпроект» подготовил проектную документацию под застройку первых кварталов восточной части города. Здесь стали воздвигаться жилые дома и культурно-бытовые объекты. В октябре 1952 года дирекция строящегося завода во главе с первым директором А. М. Шевченко обратилась к министру черной металлургии СССР И. Ф. Тевосяну с просьбой рассмотреть проектное задание завода и вдвое увеличить производственную мощность.
В итоге проектные задания пересматривались и уточнялись несколько раз.
Стройка Карагандинского металлургического завода началась осенью 1950 года. Именно тогда геодезическая служба забила первый колышек на 98 квартале. В 1952 году земельный участок был передан тресту «Казметаллургстрой» для стройбазы.
В 1953 году были организованы тресты «Жилстрой» и «Промстрой», впоследствии выросшие в крупные управления.
В 1953-1955 годах шла подготовка к созданию производственной базы на площадке завода и жилья для строителей. Была завершена прокладка шоссейной дороги Караганда-Темиртау, сданы в эксплуатацию завод железобетонных изделий, бетонно-растворный завод, цехи металлоконструкций, шлакоблочный, крупнопанельного домостроения, котельная, гараж и другие объекты.
Не все так гладко
Однако подготовка к созданию завода оценивалась руководством как неудовлетворительная. Выделенные средства из года в год не осваивались из-за отсутствия специальной строительной организации. Трест «Казметаллургстрой», на который возлагалось строительство, был маломощен, к тому же он отвечал сразу за несколько объектов: Карагандинский завод синтетического каучука, Атасуйский рудник, совхозы в Целиноградской и Карагандинской областях. А это распыляло и без того
ограниченные силы треста, который испытывал острый недостаток в кадрах, особенно в инженерно-технических работниках. Не хватало также строительных материалов и механизмов, тяжелые работы выполнялись вручную. Имеющиеся предприятия промбазы треста не обеспечивали строительство необходимыми материалами. Создание мощной базы задерживалось из-за бесконечных изменений проекта. Это отрицательно сказывалось и на финансировании.
Завод строился в голой казахстанской степи. Суровый резко континентальный климат и отсутствие жилья отрицательно влияли на работоспособность людей, часть которых жила в палатках, а остальных привозили на стройку ежедневно за 14 километров из старой части города.
Отсутствие железнодорожных подъездных путей, нехватка транспорта, перебои с доставкой материалов… Об электричестве не могло быть и речи, вода подвозилась на машинах, а с питьевой и вовсе были перебои.
Сконцентрировать силы на заводе
После ХХ съезда Коммунистической партии к строительству завода отнеслись по-новому, и ребром встал вопрос о введении в действие двух доменных печей. После этого трест «Казметаллургстрой» освободили от других объектов, силы были сконцентрированы исключительно на строительстве завода. К тому же к стройке привлекли девять спецорганизаций: «Казстальконструкция», «Казэлектромонтаж», «Союзтеплострой» и др. Стройка наконец-то получила большое количество техники, материалов и оборудования.
В сентябре 1956 года было утверждено третье проектное задание завода, и сразу же резко увеличился объем капитальных вложений. В июле 1957-го на строительство в порядке социалистической помощи прибыло 1010 болгарских добровольцев. В течение трех лет болгарская молодежь участвовала в возведении промышленных и жилищно-бытовых объектов.
Комсомольская домна
Третьего декабря 1957 года состоялась торжественная закладка фундамента доменной печи №1. Ей было присвоено имя 40-летия ВЛКСМ. В закладке фундамента участвовали пять бригад бетонщиков, из них – три болгарские. На фундаменте домны оставили надпись, символизирующую дружбу советской и болгарской молодежи: «Комсомольская домна – залили ленинцы и димитровцы 7.XII.1957г.»
31 января 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР: «Считать строительство Карагандинского металлургического завода и его рудной базы важнейшей государственной задачей в деле развития черной металлургии востока страны». И теперь в строительстве Казахстанской Магнитки принимала участие вся большая советская страна. Заказы стройки
выполняли 607 предприятий. Некоторую часть оборудования предоставили социалистические страны. Так, на заводах Польши изготовлены центрифуги для углеобогатительной фабрики, в Чехословакии – пакетир-пресс для копрового цеха, в ГДР – лифты доменных печей и др.
В стране были сотни комсомольских постов и производственных штабов содействия строительству Казахстанской Магнитки, которая в 1959 году была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сюда прибыл член президиума, секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. При его участии была разработана программа, которая содержала следующий текст: «Сосредоточить рабочую силу и материальные ресурсы на пусковых объектах (домна, коксовая батарея и ТЭЦ), форсировать строительство жилья и социально-бытовых объектов, расширить производственную базу стройки». И уже 11 июля 1959 года ТЭЦ дала первый промышленный ток, а 30 июня 1960 года государственная комиссия под председательством Героя Социалистического Труда, директора Нижнетагильского металлургического комбината А. Ф. Захарова приняла в эксплуатацию доменную печь №1 объемом 1517 кубических метров и назначила задувку на 2 июля. Третьего июля в 15 часов 07 минут по желобам пошел первый казахстанский чугун.
Дело за коксохимиками
Но сначала доменщикам приходилось работать на привозном коксе, а это значительно увеличивало себестоимость чугуна, создавало огромные трудности в транспортировке. Поэтому встал вопрос о форсировании строительства коксовых батарей.
Первого декабря 1960 года первая коксовая батарея выдала первый казахстанский кокс. Спустя ровно 30 дней в строй вступила вторая коксовая батарея, в конце сентября 1961 года – третья. Одновременно были приняты в эксплуатацию углеподготовительное, сульфатное и бензольное отделения. С пуском 21 декабря 1962 года четвертой коксовой батареи было завершено строительство первой очереди коксохимического производства в полном комплексе.
А 23 июля 1961 года первый чугун выдала и доменная печь №2. В том же году два мощных строительных управления – «Стальстрой» и «Мартенстрой» – начали возводить мартеновский комплекс. Первого октября 1964-го была зажжена первая мартеновская печь объемом 600 кубических метров. Через месяц начал действовать и второй мартен. В седьмой пятилетке (1960-1965) в Советском Союзе были построены десятки крупных предприятий, проложены сотни километров железных и шоссейных дорог. Рядом с заводскими корпусами поднялся город Темиртау – с многоэтажными домами, клубами, магазинами, детскими яслями и школами.
Ударная восьмая
В годы восьмой пятилетки строительство резко увеличилось. В марте 1966 года сдан в эксплуатацию мощный слябинг «1150». В январе 1968 года запущен в работу мощный широкополосный стан «1700» горячей прокатки. С их вводом замкнулся металлургический цикл завода, но строительство продолжалось.
В июне 1969-го введена в эксплуатацию коксовая батарея № 5, а в августе 1970-го – коксовая батарея №6. Восемнадцатого апреля 1970 года получена первая конвертерная сталь из самого мощного в СССР конвертера емкостью 250 тонн. В сентябре этого же года был принят в эксплуатацию второй такой конвертер, в июне 1972-го – третий.
Одновременно со строительством основных объектов росла энергетическая и ремонтная база комбината.
Все цехи Казахстанской Магнитки были построены с учетом последних достижений советской и зарубежной науки, оснащены современной техникой. Именно здесь широко начали применяться автоматические методы управления и контроля за ходом технологического процесса, внедрение вычислительной техники в цехах было предусмотрено заранее, задолго до ее появления.