Компания MICROMINE укрепила свои позиции на мировом рынке с привлечением в свою команду Мохана Шриваставы, одного из выдающихся специалистов в области геостатистики и оценки ресурсов и запасов. Мохан присоединился к Micromine Consulting Services (MCS) в должности главного геолога – консультанта по ресурсам.
В дополнение к его выдающимся знаниям в геостатистике г-н Шривастава обладает огромным опытом работы с многочисленными проектами по оценке ресурсов и запасов полезных ископаемых, начиная от углеводородного сырья до цветных и драгоценных металлов. Он сотрудничает как с небольшими геологоразведочными компаниями, так и с крупнейшими производителями, является консультантом советов директоров различных компаний и работает в качестве эксперта. Г-н Шривастава пользуется большим уважением в качестве советника при правительствах и организациях, разрабатывающих стандарты. Опыт г-на Шриваставы предлагает потенциал, который обеспечит достижение значительных результатов для бизнеса клиентов компании MICROMINE.
Редакция журнала «Глобус» попросила рассказать Мохана о своем видении перспектив развития горно-геологической отрасли в России и мире, о приобретенном им опыте в работе над множеством сложных проектов, о своем отношении к мировым и российским стандартам отчетности, о российских специалистах – в общем, обо всем, что будет интересно нашему читателю.
– Мохан, вы профессионал очень высокого уровня, обладатель ученых степеней Стэнфорда и MIT. Написанное вами пособие «Прикладная геостатистика» стало настольной книгой многих мировых специалистов. Расскажите, пожалуйста, о своем профессиональном пути.
– Я начал свою карьеру как геолог и в дальнейшем планировал приобрести специализацию литолога. Но после получения степени бакалавра меня пригласили на работу в инженерно-консалтинговую компанию по специализации «оценка ресурсов с применением геостатистических методов». Таким образом, мое знакомство с геостатистикой началось с ее практического применения в геологии, когда я, сражаясь с вариограммами, пытался получить разумную интерпретацию, которая бы отражала реальные геологические события. Позднее я вернулся в Стэнфордский университет, чтобы изучать геостатистику. Именно там я написал книгу, которую хотел бы иметь под рукой, когда изучал предмет: практическое пособие, легкое для чтения, которое могло бы дать четкое представление о необходимом наборе инструментов для количественного анализа в геологии. После окончания Стэнфорда я решил попробовать свои силы в консалтинге и ни разу не пожалел. За последние 25 лет я столкнулся с множеством новых практических проблем. Именно они заставляют меня задумываться, как лучше применять геостатистическую теорию.
– У вас накоплен огромный опыт в оценке ресурсов и запасов цветных и драгоценных металлов. Что вы можете сказать о мировой практике моделирования золоторудных и россыпных месторождений?
– Месторождения золота являются сложными для моделирования, потому что в процессе их оценки можно столкнуться с полным набором всевозможных практических затруднений. Данные опробования, как правило, имеют разброс значений в пределах нескольких порядков, а небольшое количество экстремально высоких содержаний имеет тенденцию доминировать при оценке. Содержания золота обычно не имеют такой пространственной непрерывности, которую мы видим в случае с цветными металлами. Мы сталкиваемся с проблемой достоверности и точности данных опробования. Также мы часто сталкиваемся с проблемой непредставительности опробования. Например, общеизвестно, что данные опробования взрывных шпуров не дают надежной информации. Я считаю, что в настоящий момент в международной практике существует множество различных подходов к моделированию месторождений золота. Лично для меня оптимальными подходами, дающими надежду получить реалистичную модель, являются подходы, которые грамотно используют геологическую информацию, особенно такие важные характеристики, как структура месторождения и вторичные изменения, позволяющие определить пути миграции рудных растворов. В случае россыпных месторождений мой опыт показывает, что хорошее понимание гидродинамических условий среды осадконакопления, обычно это речная система, может значительно улучшить надежность наших прогнозов.
– А какие особенности вы можете отметить в моделировании угольных месторождений?
– Уголь имеет гораздо больше оцениваемых параметров, чем месторождения золота. Нам необходимо оценить группу переменных: теплотворную способность, зольность, влажность, содержания серы, натрия и т. д., где все переменные имеют корреляционную связь друг с другом. Другой особенностью угольных месторождений, которую я нахожу интригующей, является то, что многие угольные компании продают свое сырье на основе коммерческих контрактов, которые дают довольно четкое представление о санкциях, применяемых при несоответствии угля определенным требованиям. Эти положения контракта вынуждают более качественно моделировать процесс смешивания углей различного качества, например углей с высоким и низким содержанием серы. Они также создают необходимость более качественной оценки рисков для избегания вероятности поставки несоответствующих продуктов и, как следствие, финансовых санкций.
– Какие современные методы геологической оценки месторождений сейчас наиболее популярны в мире?
– На мой взгляд, наиболее часто используемый подход при геологическом моделировании – это трехмерное каркасное моделирование, когда различные геологические домены оконтуриваются вручную. Самым распространенным подходом является выделение доменов по основным литологическим разновидностям, но я не уверен, что этот подход наиболее оптимальный. Зачастую минерализация не контролируется типом породы. Оценка ресурсов будет более надежной, если мы смоделируем вторичные изменения или основные структуры, к которым приурочена минерализация.
С точки зрения оценки содержаний наиболее часто используемый подход – интерполяция методом обратно-взвешенных расстояний. Этот метод прост в понимании и позволяет частично использовать информацию о геологической непрерывности, полученную в результате анализа вариограмм. Хотя геостатистические методы, такие как ординарный кригинг, и позволяют более полно использовать результаты вариографии, конечные улучшения часто незначительны по сравнению с результатами, полученными методом обратно-взвешенных расстояний.
Я полагаю что метод, который может со временем стать наиболее популярным, – это метод условного моделирования. Он предоставляет нам прекрасную возможность моделирования пространственной изменчивости и пространственной неопределенности.
– На протяжении нескольких последних лет вы имели возможность работать с программным обеспечением компании MICROMINE. Какие методы геологической оценки месторождений успешно реализованы в программных продуктах компании?
– Инструментарий ГГИС Micromine предоставляет мощную трехмерную визуализацию, что очень важно при моделировании геологических доменов, контролирующих минерализацию. Система позволяет легко создавать и проверять созданные домены, что зачастую является ключом к хорошей оценке.
ГГИС Micromine обладает всеми наиболее используемыми методами интерполяции, такими как метод обратно-взвешенных расстояний или метод кригинга. Например, язык сценариев (скриптовый язык) дает возможность пользователям оптимизировать рабочий процесс, настраивая инструменты под конкретные задачи. Так что я считаю, что ГГИС Micromine – это отличный универсальный набор инструментов, который может быть адаптирован для решения множества разнообразных проблем, возникающих в ходе оценки ресурсов.
– Какие проекты вам было бы интересно осуществить в сотрудничестве с российскими компаниями на территории Российской Федерации?
– Россия обладает огромным ресурсным потенциалом. Это не только металлы (цветные и драгоценные), но и углеводородное сырье (уголь, нефть и газ). Имея опыт работы по всем проектам этого рода в других странах, я хотел бы больше узнать о специфике российских проектов.
Помимо личного энтузиазма к проектам, которые дают возможность использовать условное моделирование, я также заинтересован в проектах с большим объемом геологической информации, которая может позволить улучшить качество прогноза содержаний. Я считаю, что большая часть документированной геологической информации не используется в полной мере. Зачастую это происходит потому, что ее рассматривают как неорганизованную и описательную, но, на мой взгляд, это просто делает задачу обработки такого рода данных более сложной. Набор статистических процедур, позволяющих определить ключевые геологические характеристики, может значительно повысить шансы на точность прогноза содержаний.
Я считаю, что из всех сфер применения геостатистики максимальный вклад может быть внесен в области контроля содержаний – в детализации методов разделения руды и пустой породы. Я бы очень хотел поработать с русскими горнодобывающими компаниями, которые заинтересованы в новых идеях по улучшению качества контроля содержаний.
– Какие основные направления развития горно-геологического консалтинга в России и мире вы видите?
– Я считаю, что в горно-геологическом консалтинге существуют неохваченные области не только в России, но и во всем мире. Есть реальная потребность в образовании, в практическом обучении специалистов оценке минеральных ресурсов и запасов. Компании, занимающиеся горно-геологическим консалтингом, играют очень важную роль в содействии развитию молодых специалистов в отрасли, делая их квалифицированными и компетентными специалистами по оценке ресурсов.
По своему собственному 25-летнему опыту работы в консалтинге я знаю, что многие горнодобывающие компании были бы рады возможности отправить своих молодых специалистов работать бок о бок с консультантами на проектах, где они смогут изучить новые методы работы и получить рекомендации ведущих экспертов.
Такое «практическое обучение» не предлагается на базе университетов, поэтому консалтинговые и инжиниринговые компании могли бы заполнить этот пробел, став центрами обучения для индустрии, которая так нуждается в специализированном образовании.
– В сентябре вы посетили нашу страну. Ваше выступление на семинаре «Эффективный международный опыт в подготовке отчетов по запасам/ресурсам месторождений ТПИ», организованном компанией MICROMINE совместно с НП НАЭН, вызвало большой отклик в горно-геологических кругах. Какие впечатления у вас оставили российские специалисты?
– На этом семинаре было множество хороших вопросов и дискуссий. Я понял, что аудитория, собравшаяся в Москве в сентябре прошлого года, обладает большим объемом практических и теоретических знаний. Мне кажется, что в России принятие математических методов обработки данных лучше, чем во многих других странах, что использование компьютеров, цифровых данных и статистики не является чем-то пугающим. Страна имеет богатую интеллектуальную традицию в области статистики, и это оказывает благотворное влияние на восприятие численных методов в геологии и горном деле.
– Знакомы ли вы с существующей системой отчетности в России и других постсоветских государствах?
– Я немного знаком с российской системой отчетности по золоторудным проектам на территории постсоветских стран, таких как Казахстан, над которыми я работал. Я хорошо знаком с системами отчетности по минеральным ресурсам, используемыми на Кубе, где нынешние национальные стандарты по-прежнему во многом обязаны своему историческому партнерству с СССР в 1960-х, 70-х и 80-х гг.
– Российская Федерация приняла кодекс НАЭН (кодекс публичной отчетности о ресурсах и запасах ТПИ), основанный на шаблоне кодекса CRIRSCO. Как вы оцениваете этот шаг?
– В современном мире горнодобывающей промышленности, где международное партнерство необходимо для развития крупных минеральных проектов, важно, чтобы богатые ресурсами страны приняли национальные кодексы отчетности, которые согласуются между собой. Мы видим подобное развитие во многих странах Южной Америки, в Китае и Монголии. Я полагаю, что принятие Россией кодекса НАЭН – это положительный момент для российских компаний, которые сотрудничают с иностранными добывающими компаниями, или для тех, кто стремится создать такие партнерские отношения. Благодаря альянсу со всеми основными национальными организациями по отчетности (Австралия, Канада, Чили, Перу, Южно-Африканская Республика, США, Великобритании и др.) CRIRSCO предоставляет шаблон, который может быть адаптирован для национальных целей, оставаясь при этом хорошо интегрируемым с кодексами отчетности, используемыми в других добывающих странах.
– Какие рекомендации по усовершенствованию стандартов существующей отчетности вы можете дать горно-геологическому сообществу в России?
– На мой взгляд, стандарты работают лучше, если они являются не директивными, а описательными, когда они не дают конкретные предписания для каждого шага, которым все должны следовать, а вместо этого обеспечивают описание параметров, необходимых для качественной оценки ресурсов/запасов. Один из лучших способов создания хорошей практики оценки ресурсов – это разработка и применение хорошего формата для представления отчетности по оценке ресурсов. Зачастую, когда молодые специалисты видят, что отчет должен иметь определенный раздел (например, раздел, посвященный обеспечению и контролю качества), они понимают, что забыли сделать эту часть работы. Поэтому хорошее оглавление технических отчетов – отличное средство для улучшения общего качества оценки ресурсов. В связи с этим я хотел бы сделать акцент на развитие хороших шаблонов отчетности, которые способствуют качественному представлению всех допущений, параметров и данных, используемых для оценки содержаний и тоннажа. Вместо того чтобы говорить людям, как делать оценку содержаний, я бы сказал им, как отчитываться по результатам их оценки. Хорошие шаблоны отчетности будут вдохновлять специалистов на хорошую работу.